Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Этюд в багровых тонах

Новый театральный сезон открылся в Москве спектаклями “Недослова”. Это театральный проект неслышащих актеров (руководитель – Анна Башенкова), выступающих на сцене РГСАИ – Академии искусств. 

Совсем недавно, рассказывая о дипломных спектаклях выпускников РГСАИ, я сетовал, что не удалось посмотреть “Утиную охоту”. И вот, словно по заказу, в сентябре узнал, что и этот, и остальные дипломные постановки будут показывать вновь, но уже под вывеской “Недослова”. А ведь были опасения, что этот интересный, талантливый курс разлетится после учебы по городам России, и яркие спектакли, которые так понравились столичным театралам, мы больше никогда не сможем увидеть.


Но как говорил товарищ Бонд, никогда не говори “никогда”. Похоже, что выход найден, и актеры останутся в первопрестольной на какое-то время. Очень хотелось бы, чтобы на постоянной основе, и мы смогли бы увидеть не только дипломные спектакли, но и новые постановки.
А пока я с удовольствием посмотрел “Утиную охоту”. Мой интерес был связан с тем, что эта пьеса – одно из самых сильных произведений культового писателя Александра Вампилова, погибшего в 37 лет, и пользуется большой популярностью даже сейчас, спустя почти 50 лет после создания, – как в театре, так и в кино.
В нашем случае режиссер Юлия Авшарова и постановщик жестовой речи Варвара Ромашкина сумели создать зрелищное действо, держащее зрителя в напряжении более трех часов. Завораживающее, заставляющее сопереживать действующим лицам.


Было любопытно, как удастся молодым актерам передать историю Виктора Зилова. Историю распада личности талантливого человека. Историю советского Печорина, как называли героя пьесы театральные критики. Хотя на героя того времени он не тянул, скорее, на антигероя советского безвременья.
Нынешние двадцатилетние вряд ли имеют представление о душной атмосфере эпохи застоя. Впрочем, сейчас наша действительность постепенно начинает в чем-то напоминать советскую жизнь. Недаром оказались востребованы и сериалы о тех временах, и новые постановки “Утиной охоты” в современной интерпретации, недавно вышла новая экранизация пьесы с Константином Хабенским в главной роли, да и в популярном фильме “Dyxless” с Данилой Козловским по сути, рассказывается та же история – о потере смысла жизни .

Олег Селянинов, играющий Зилова – пусть и не Хабенский, однако ему удалось показать цинизм, пустоту и отсутствие духовных ориентиров своего героя. Мы видим, как Зилов постепенно губит себя и разрушает то немногое настоящее, что еще есть у него – семью, любящую жену, игнорирует просьбу умирающего отца приехать. И только когда он теряет все, наконец, признается себе в исповедальном порыве, что не сможет жить один. Но уже поздно. Он на краю бездны, и бездна уже заглянула в его душу. Ружье для охоты на уток, о которой он мечтает на протяжении всего спектакля, как о чем-то светлом и спасительном, в финале должно выстрелить. Но друзья успевают отобрать карабин. Он направляет оружие на них. Они уходят. Он остается один на один – со своей совестью и с ружьем. Последние слова Зилова: “Я готов”. Но к чему именно? Решайте сами.


Это один из тех случаев, когда главный герой не вызывает симпатии, всем своим поведением отталкивает, иногда сознательно, и своих близких, и зрителей, но тем не менее за его судьбой следишь с неослабевающим интересом. Похожий случай – Артем из последнего романа Захара Прилепина “Обитель”, где действие разворачивается в Соловецком лагере в 20-х годах.


Впрочем, и остальные действующие лица “Охоты” не вызывают симпатий, кроме очаровательной жены Зилова, сыгранной Александрой Борисовой, и наивной, доверчивой Ирины, которую Зилов представляет как свою невесту (Ирина Христова). Да еще сдержанного и строгого официанта Димы (Александр Арчебасов). Что-то серьезное чувствуется в характере Кузакова (Ермек Жаслыков).
Эффектно вела свою партию Валерии Дарья Катиди – уверенно, властно, с четкой постановкой жеста. Ее мужа по пьесе изображает Роман Коновалов, в его версии это веселый, развязный и всегда готовый предать друга обыватель. Виктория Барышникова убедительно сыграла ветреную девушку Веру. Самый неприятный тип – начальник Зилова Кушак, перевоплощающийся, как хамелеон, в разные ипостаси (в этой роли хорош Сергей Серегин).
Гнетущую атмосферу спектакля дополняют музыкальные вставки в кровавом освещении (то ли алкогольные видения Зилова, то ли его сны), когда под трагическую музыку актеры замедленно кружатся по сцене, успевая поменять декорации.
На мой взгляд, это еще одна удачная постановка коллектива. Ждем продолжения, “Недослов”!

Василий Скрипов
Фото: Оксана Смидович

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий