Один из самых известных “маугли” – это “дикий ребёнок” из Айверона (местность во Франции). Его нашли в лесу охотники в январе 1800 г. и назвали Виктором. В то время ему было 11–12 лет. В историю науки он вошел благодаря своему учителю Жан-Марку Итару, который вёл подробный дневник его обучения.
Ф. Трюффо (Ж.-М. Итар, слева) и Ж. Карголь (Виктор) в фильме “Дикий ребенок”
Знаменитый французский кинорежиссер Франсуа Трюффо снял фильм об этой истории, который так и назвал – “Дикий ребенок”.
Он не случайно заинтересовался этим сюжетом. С одой стороны такие дети – подлинные выкормыши природы. Они свободны в своих действиях, а в литературе (наиболее известны вымышленные дикие дети – Маугли у Киплинга и Тарзан у Берроуза) – умны, находчивы и легко приспосабливаются к людям. С другой – они не только являются полными дикарями, но и имеют серьезные отклонения интеллекта и обычно так и не могут научиться полноценно разговаривать. Трюффо в своем фильме проводит третью линию, где эти полярные качества диких детей сближаются. Он старается придерживаться фактов, показывая очень трудный процесс обучения, но, вместе с тем, воссоздает образ Виктора с явной симпатией, отмечая в нем природный ум и любознательность. Основанная на подлинных записках Жана Итара, эта игровая лента подобна своеобразному роману “воспитания чувств”, имеющему традиции во французской литературе.
Фильм примечателен и тем, что здесь сам режиссер играет одного из главных героев – учителя Жана Итара. Возникает своеобразный тандем: взрослый мужчина и дикий ребенок, роль которого блестяще исполнил школьник Жан Карголь. Собственно эта лента и была снята очень быстро (за июль и август 1969 г.), чтобы успеть освободить Карголя, до начала учебного года. Но идеи, воплощенные в этой картине Трюффо вынашивал долго. Он подчеркивал: “Я готовился три года, прежде чем снимать”.
Виктор Жан-Марк Итар
По сюжету фильма Жан Итар знакомится с Виктором, доставленным в школу глухонемых в Париже. Выразительна сцена, когда глухой мальчик, ровесник Виктора рассказывает ему, как тот выглядит, а Виктор только смотрит, неспособный воспринять и образную жестовую речь. Мальчика обследуют – он действительно не реагирует на очень громкие звуки, но обычные различает. Возможно, Виктор и был слабослышащим, но проблема в том, что он не владел речью, а возможно утратил ее за те несколько лет, что жил в одиночестве в лесу. Профессор Паньоль, курирующий обучение глухих детей, склонен видеть в диком ребенке идиота и готов его поместить в соответствующее учебное заведение. Против этого возражает доктор Итар, надеющийся обучить дикаря. Он добивается опеки над ребенком, берет его в свое поместье Батиньоль под Парижем, где экономка мадам Герен помогает ему ухаживать за Виктором. Процесс обучения получился исключительно драматическим. Итар использовал ту же методику, как и для обучения письму глухих детей – наборную азбуку. Вначале мальчик не понимал, что от него хотят. Но все же, хотя и с большим трудом, научился классифицировать предметы по набранным текстам.
Больше всего Виктор любил пить простую воду. Итар даже использовал ее как стимул в процессе обучения. Если Виктор выполнил, что-то правильно, в награду он получал стакан с водой. Пока пил воду, он вспоминал родные леса, насквозь пронизанные ручьями и речками. Доктор Итар пытался достичь большего – внушить дикарю и начала моральных правил, например, чувства справедливости. Запоминается сцена, когда учитель, несмотря на правильно выполненный Виктором урок, запер его в чулан. И подросток прореагировал правильно, ему вполне было присуще человеческое качество справедливости.
К сожалению, мальчик так и не сумел научиться разговаривать, выучив только несколько слов. Первым произнесенным словом было “молоко”. Отметим, что во французском оно звучит иначе и гораздо короче – дю лэ.
Не один раз Виктор пробовал бежать. И в этой связи вспоминается еще одна литературная параллель – образ Мцыри из одноименной поэмы Михаила Лермонтова, с его совершенным чувством природы и словами о чувстве свободы: “я знал одной лишь думы власть, одну – но пламенную страсть…”, которые вполне можно отнести и к мироощущению героя Трюффо.
Фильм кончается на оптимистической ноте: Виктор после побега через какое-то время сам возвращается в дом Жана Итара. И уроки продолжаются. Но дальнейшая история Виктора остается за рамками кадра. А она оказалась не столь радужной. Финансирование обучения Виктора со стороны школы глухонемых было прекращено и он жил в доме мадам Герен до своей смерти в 1828 г., так и не сумев приспособиться к обществу людей.
Отметим, что “Дикий ребенок” был снят Ф. Трюффо уже после его знаменитого дебюта с картиной “400 ударов”, где впервые появляется сквозной персонаж нескольких фильмов Антуан Дуанель, своеобразный alter ego режиссера. В этой ленте герой Трюффо – трудный 12-летний подросток, также сбегающий из дома. После того как его поймали, Антуан не сдается и замышляет новый побег… Отсутствие в мире места, которое можно назвать домом, серьезный экзистенциальный вопрос современности, который на историческом материале Трюффо ставит и в картине “Дикий ребенок”.
Трейлер к фильму
Ярослав Пичугин
ВОГинфо.ру