Вспоминая дипломные спектакли РГСАИ
После спектакля «О чем ты думаешь?»
В самый напряженный момент спектакля «Воля вольная» в окна студенческого театра, приоткрытые по причине жаркого дня, ворвался с улицы вольный ветер и раскидал до потолка тяжелые черные занавеси. Пришлось запирать створки окон. Мне подумалось, что в этом есть некая символика – от спектаклей выпускников Академии искусств всегда веет свежестью и обещанием новизны.
Фрагмент спектакля «Другая земля»
Это была одна из шести постановок студентов 4-го курса РГСАИ (Российской государственной специализированной академии искусств), показанных зимой и весной – «Женитьба», «Чужая земля», «Страсти-мордасти», «О чем ты думаешь?», «Утиная охота» и «Воля вольная». Многие москвичи с удовольствием посмотрели спектакли, благо вход был бесплатным (желающие могли после представления внести пожертвования, что многие и сделали). Некоторые записные театралы посмотрели каждую постановку по нескольку раз (как например, Наталья Соловейчик с подругами). В основном оценки зрителей были положительными, даже восторженными. Желающих было так много, что места надо было бронировать заранее, и однажды мне даже пришлось нарваться на отказ: «Местов нема!»
Мне посчастливилось увидеть все эти постановки, кроме «Утиной охоты». И должен сказать, мне очень грустно! Потому что я успел привыкнуть к ребятам, полюбить их, почувствовать их непохожесть, восхититься их талантом и молодостью. И вот теперь настал миг прощания – вновь уходят выпускники из стен своей альма-матер, уходят во взрослую жизнь, и вместе с ними уходят от нас (надеюсь, не навсегда) шесть своеобразных спектаклей.
Фрагмент спектакля «Другая земля»
Все 10 студентов из этой группы – не москвичи. Как и раньше, в прошлых выпусках Академии, кто-то из ребят зацепится за столицу, кто-то будет поднимать культуру глухих в регионах, кто-то, возможно, попадет в Театр мимики и жеста (хотя шанс небольшой, ведь в прошлом сезоне ТМЖ укомплектовался целым выпуском РГСАИ). Но этого коллектива (руководитель курса Анна Башенкова), где каждый актер счастливо дополняет другого, и этих оригинальных постановок, украсивших театральный сезон – уже не будет.
Я все понимаю – и что Академия не гарантирует театральную карьеру, и что «Недослов» существует на общественных началах, а ТМЖ – не резиновый, и что у слышащих актеров шансов тоже немного (вот из свежего выпуска студии Олега Табакова только четверых ребят из 12 взяли в театр «Табакерка»)… И все равно грустно…
Фрагмент спектакля «Женитьба»
Но вернемся к спектаклям. Все они отличались интересной сценографией и крепкой режиссерской работой. А вот актеры каждый раз представали разными гранями (как, наверное, и предусматривалось в учебных целях). В литературно-пластической композиции «О чем ты думаешь?» запомнились только трое – Илья Мельников, Анна Бондарь и Александра Борисова, остальные ребята казались немного скованными и зажатыми (об этом спектакле я уже писал в №3 журнала «ВЕС»). Да и жестовая передача стихотворных текстов оставляла желать лучшего.
Фрагмент спектакля «Женитьба»
Зато какая раскрепощенность актеров и феерия жестового языка порадовали меня в «Женитьбе» по Гоголю! Казалось бы, классика будет скучной для восприятия зрителем, а получилось наоборот. То ли режиссер Юрий Анпилогов сумел зажечь ребят, то ли они сами наслаждались возможностью оттянуться в жестовых импровизациях (несомненно, сильно помогла им в этом постановщик жестов Варвара Ромашкина). Факт остается фактом – двухчасовой спектакль смотрится на одном дыхании.
Каждая роль сыграна интересно и со вкусом. Александра Борисова и Анна Бондарь изящно сыграли невесту Агафью Тихоновну и ее тетушку. Илья Мельников был по-хорошему развязен в роли отставного морячка Жевакина. Ермек Жаслыков убедительно передал практичный характер экзекутора Яичницы. Но ярче всех блистали в этот раз Дарья Катиди, игравшая сваху Аграфену Тихоновну (пожалуй, лучшее из всех владение жестовым языком), Александр Арчебасов, уморительно изобразивший незадачливого Анучкина, и Роман Коновалов, комфортно чувствовавший себя в роли Кочкарева – скрытого заводилы всей интриги. В какой-то мере Роман своей темпераментной игрой заслонил исполнителя главной роли Олега Селянинова. А может, таким бесхарактерным и должен быть Подколесин?
Фрагмент спектакля «Женитьба»
На мой взгляд, «Женитьба» – несомненная удача режиссеров и актеров. И даже такой искушенный театрал, как Маргарита Башарова, сказала мне, что получила истинное наслаждение от зрелища.
Фрагмент спектакля «Другая земля»
В совсем другом ключе решен спектакль «Другая земля» – это чисто пластическая постановка (режиссеры Екатерина Мигицко и Игорь Востров). Вспомнилась давняя удача театра «Недослов» – «Крылья даны всем» – есть что-то общее с ним по смыслу и рисунку ролей. И, кстати, Александр Мартьянов, имевший отношение к постановке и замыслу «Крыльев», был в тот вечер на премьере, и положительно оценил «Другую землю».
В этой постановке вроде бы привычные вещи и понятия приобретают скрытый смысл. При желании можно воспринимать рассказ о жизни оленей и взрослении Бемби как притчу о взаимоотношениях большого мира (слышащих) и особого меньшинства (глухих). Простор для интерпретации смыслов. Отличное решение освещения. Великолепная пластика рук, то изображающих лес рогов, то выстраивающих оборонительный заслон.
Главную роль играл Александр Арчебасов, вожака – Ермек Жаслыков, но в данном спектакле все актеры воспринимаются единым слаженным ансамблем, словно это одно существо, многорукое и многоголовое (что видно и на фотографиях).
Возвращаюсь к «Воле вольной». Наверное, для публики это самый зрелищный и яркий спектакль, хотя мои симпатии отданы «Женитьбе». Режиссер Елена Бидная создала по рассказу Горького «Макар Чудра» феерию из цыганских танцев и горячих страстей. Сюжет всем знаком по фильму «Табор уходит в небо». Но не сюжет тут главное, а накал чувств. На то и цыгане. Ермек Жаслыков в главной роли Лойко Зобара очень органичен, этот персонаж словно специально для него создан. Его возлюбленную – красавицу Раду играет Ирина Христова, хороша, спору нет, да только мне показалось, страсти не хватает. Потом мне сказали зрители, что в прошлый раз она играла более эмоционально. Возможно, на этот раз на нее повлияло присутствие в зале членов государственной экзаменационной комиссии.
Насчет других актеров – порадовали в этой постановке Дарья Катиди и Олег Селянинов, достоверно и сдержанно сыгравший возрастную роль отца Рады. Вновь заметны были и Александра Борисова с Ильей Мельниковым.
Опять трудно не похвалить сценографию – задник сцены, составленный из больших пестрых платков, превращается то в покрывало, то в ковер, то в полог над брачным ложем, то в наряды цыганок. И эффектно, и хитроумно!
Эх, как здорово повеяло вольным ветром от этого выпуска Академии искусств! Повеяло – и вот окна снова закрыты. Занавес. Неужели больше эти постановки не увидим?
Фрагмент спектакля «Женитьба»
Как уже сообщал наш сайт, 17 июня в Санкт-Петербурге неслышащие выпускники РГСАИ показали на Международном молодежном театральном фестивале «Апарт» спектакль «Воля вольная». Зрители приняли их на «ура» и долго не хотели отпускать после спектакля. Специалисты высоко оценили эту работу, а решением жюри коллективу был присужден Гран-при фестиваля.
Василий Скрипов
Фото – Ярослав Пичугин, Валентин Прикащиков
ВОГинфо.ру