Скончался американский деятель культуры глухих Роберт Панара
На 94-м году ушел из жизни Роберт Панара – преподаватель Национального технического института глухих в Рочестере (США), основатель Национального Театра Глухих, названного в его честь.
Роберт Панара, которого все называли Бобом, сын итальянского иммигранта, родился 8 июля 1920 года в Бронксе (район Нью-Йорка). В 10 лет он переболел менингитом и потерял слух, но продолжил учебу в массовой школе, хорошо освоив чтение по губам. С этим его навыком связан один любопытный случай. В 1957 году с визитом в США была английская королева Елизавета, которая хотела познакомиться с американским футболом, ради чего посетила игру в колледже Мэриленд. Елизавета специально села подальше от назойливых журналистов, однако в вышедшем сразу после игры номере «Лайф» был репортаж с цитатами из ее замечаний об игре! Оказывается, репортер из «Лайф» пригласил глухого Роберта Панару читать по губам слова королевы, и сидя на расстоянии примерно 180 метров, вооружившись сильным биноклем, Панара считывал с губ королевы ее меткие комментарии об игре, передавая их слово в слово журналисту.
«Отец любил бейсбол, потому что это игра навыков и жестов. В бейсболе почти ничего не говорят. На поле действия игроков говорят сами за себя», – вспоминает сын Роберта Панары Джон. Зная о любви Панары к бейсболу, сразу после потери слуха отец Роберта даже взял его на бейсбольный матч – в надежде, что от сильного эмоционального переживания слух вернется. Но Панара остался глухим, принеся немало пользы в дальнейшем культуре глухих США.
Роберт Панара выучил жестовый язык уже после окончания средней школы, в Американской школе для глухих в Хартфорде. После этого он поступил в Галлодет, который тогда еще был колледжем. Потеряв слух, Панара страстно увлекся чтением и литературой, которые в дальнейшем стали его специальностью и предметом его исследований.
Он окончил Галлодетский колледж в 1945 году. А в 1948 году он получил степень магистра английского языка в Нью-Йоркском университете, став первым глухим, получившим столь высокую ученую степень по специальности «Английский язык».
В течение 18 лет (с 1949 по 1967 год) он преподавал в Галлодетском колледже – английский язык и театральное искусство. До этого он 4 года проработал преподавателем в Нью-Йоркской школе для глухих Фанвуд, где написал работу «Значимость проблемы чтения», уже тогда выразив свои убеждения, что «преподавание идет из души». Действительно, его бывшие ученики вспоминают его неподражаемый стиль обучения, который никого не оставлял равнодушным. Он постоянно вовлекал ребят в процесс, будучи убежденным, что сами студенты должны «становиться книгой».
В 1965 году Панара был приглашен Министром образования США Джоном Гарднером в Национальный консультативный совет с целью создания Национального технического института глухих. Таком образом Роберт Панара в 1967 году перешел в Рочестерский Технологический институт, где стал первым глухим преподавателем, возглавляя кафедру английского языка, где сейчас работает его сын Джон. Он основал Национальный технический институт глухих и в том же году – Национальный Театр глухих. В Рочестере он преподавал литературу и искусство, пока не ушел на заслуженный отдых в 1987 году.
Панара написал книгу «Великие глухие американцы». Он также выпустил сборник стихов «О глухоте и другие неуслышанные мелодии» («On His Deafness and Other Melodies Unheard»), стихотворение из которой «О глухоте» («On His Deafness»), написанное в 1946 году, заняло в 1988 году первое место в конкурсе «Мир поэзии». ВОГинфо.ру предлагает вам увидеть это стихотворение в исполнении самого автора.
«Творческий перевод литературы на жестовый язык», о котором Панара рассказывает в видео, активно использовался им на уроках и стал основой, из которой вырос Национальный Театр глухих. Театр распахнул свои двери в 1974 году, показав публике Шекспировскую пьесу «Укрощение строптивой». В то время он назывался Экспериментальный образовательный театр. С тех пор в театре было много постановок разного характера – провокационных, серьезных и развлекательных. Театр вобрал в себя разные стили и направления – комедии, мюзиклы, классика, танцевальные постановки, Кабуки (один из видов традиционного театра Японии), даже кукольные представления – и все это доступно и понятно для глухих и слышащих зрителей.
Портрет Роберта Панары в исполнении Нэнси Рурк
Давний друг Панары и его коллега по Рочестерскому университету Гарри Ланг вспоминает: «Боб был страстно увлечен преподавательской работой. Он часто говаривал (на жестовом языке, конечно): «Мой класс – это моя сцена!» Я никогда не встречал столь жизнерадостного человека. Он вдохновлял всех – студентов и коллег, и все его очень любили и уважали».
ВОГинфо.ру