В. Рухледев вручает Диплом первой степени коллективу из Уфы
4-6 октября в Минске проходил VI Международный фестиваль жестовой песни «Сузорье».
На сцене Республиканского дворца культуры БелОГ имени Н.Ф. Шарко свое мастерство демонстрировали более 140 человек из шести стран постсоветского пространства. За два дня они показали 73 концертных номера!
Заметно было присутствие России – в Минск прибыли представители 15 городов и регионов – от Санкт-Петербурга до Краснодара, от Смоленска до Якутска. Одни коллективы официально, так сказать, представляли нашу страну и оформили заявки через отдел культуры аппарата ЦП ВОГ, другие же самостоятельно подали заявки и прибыли в Минск на свои средства – не каждый же год бывает подобное международное событие! Тут не жалко денег – лишь бы себя показать да других посмотреть!
На предыдущих фестивалях неизменно ярко выступали украинцы. Но на тот раз приехал лишь один исполнитель из Запорожья Дмитрий Петелин (кстати, очень неплохо выступивший). УТОГ, недавно с помпой отметившее свой юбилей, не нашло средств на отправку своих лучших самодеятельных актеров в соседнюю Белоруссию. Правда, это компенсировалось двумя песнями на Гала-концерте в исполнении блистательного Евгения Мельникова из Одессы.
Мощный отряд выставили белорусы – в Минск прибыли посланцы почти всех крупных городов Республики. Казахстан был представлен двумя городами – Алма-Атой и Усть-Каменогорском. Не остались в стороне и Молдова с Узбекистаном.
Молдаване в национальных костюмах
Я не видел первый день конкурса, поэтому могу поделиться лишь субъективными впечатлениями от второй части и Гала-концерта. Уровень был высочайший! Я не приверженец этого жанра, но и меня проняло. Даже не понимаю, как жюри вообще умудрялось распределять призовые места по номинациям – слишком уж тесно было на подступах к Олимпу.
Гран-при был вручен минчанину Анатолию Симанкову. Видно было, что над песней «Крыса ревность» он работал долго и тщательно, выбирая единственно верный тон. (Моментами Симанков внешне напоминал нашего Роберта Фомина, что, впрочем, неудивительно, если вспомнить, что наш ведущий актер родом из Белоруссии).
А. Симанков – песня «Крыса ревность»
Но чем хуже был Алексей Никулин из Усть-Каменогорска?! Он тоже пел «на разрыв аорты» – выводя раз за разом «Я свободен» и разводя руки-крылья в стороны, он, казалось, заклинал судьбу, мужественно противостоя ее ударам. И зрительницы рядом со мной смотрели на него как завороженные. Что в итоге? Только диплом «За оригинальное исполнение жестовой песни». Вполне возможно, что тут еще не забыли успешных выступлений Никулина на предыдущих фестивалях: Гран-при брал? Первое место было? – так не обижайся – другим тоже хочется.
А. Никулин (Усть-Каменогорск)
Хотелось, например, москвичу Максиму Шейнину. Он и взял диплом первой степени в номинации «соло». Максим исполнил-станцевал «Я на тебе никогда не женюсь» задорно и настолько технически виртуозно, что подумалось: а нельзя ли за технику накидывать поболее баллов, чем за «стр-р-растное выведение руладов». Вон, например, Юлия Мазуркевич из Ставрополья в темпе исполнила «Гордость России – мой Кавказ» – стремительно плыла по сцене, пританцовывая, и еще умудрялась при этом выразительно жестикулировать, аж небу жарко стало. Но у нее лишь третье место, как и у минчанки Натальи Василевской, динамично исполнившей «Танго». На второе место жюри вывело Александра Козлова (Минск) и Олега Ощепкова (Ташкент). А ведь каких-либо сложных «приёмов» в их арсенале не было. Козлов явно не ту песню себе взял: «Город, которого нет» – она для суровых мужчин, а тут исполнитель больно мелодраматично изгибался, «вытягивая из себя» слова. Нахально-улыбчивый Ощепков в псевдосултанском костюмчике, пританцовывающий в окружении «гурий», смотрелся весело, но ведь жесты песни были несложные, а некоторые в его исполнении были, скажем, далеки от канона.
М. Шейнин никак не хочет жениться
Олег Ощепков (Ташкент)
Правда, были случаи, когда впечатляло даже, когда «темпа» не было. А. Медибаев был несколько медлителен, но его жесты были настолько величавы, что казалось, что ими он гнал волны музыки по залу, а когда он «скакал на коне», то стены, чудилось, растворялись в зыбком мареве казахских степей – только запаха полыни не хватало! И я страшно удивился, когда после концерта обнаружил, что алмаатинец всего лишь на полголовы выше меня.
Предельно точен в жестах и актерски выразителен был исполнивший песню «Власть» В. Березкин (Минск). Не скоро забудут зрители проникновенное выступление Н. Залевской из Челябинска, которой был вручен Специальный приз от сотрудников РДК имени Н.Ф. Шарко…
И. Федорук (Брест), Н. Федорова (Усть-Каменогорск), С. Хорнец (Кишинев), Р. Кебец (Гомель), Р. Резяпов (Уфа), М. Уразалиева (Алма-Ата), Л. Сойчак (Минск)… Все они и другие, которых я не упомянул, были хороши – каждый на свой лад.
Уф-ф-ф… А теперь о дуэтах-трио. И ансамблях.
Тут буду краток. Первым делом скажу, Россию в Минске ждал оглушительный успех. Украинцы не приехали, вот и наши загребли по полной. Белорусы героически сопротивлялись, но довольствовались тремя дипломами…
В номинации «Дуэт» Диплом первой степени вручен Ольге и Руслану Шарафетдиновым (Ульяновск) – за исполнение песни «Аргентинское танго». Танго – сложный танец, но двигались они изящно. Впрочем, дипломы-то дают не за танцы, а за песню, так? Ну они и исполняли песню, а с танцем она – как драгоценный камень в прекрасной оправе.
«С шиком-блеском» (так и называлась песня) отработали свой номер в стиле мюзикла Мария Макарова и Андрей Андросов Андрей. Было занимательно смотреть на номер подмосковных ребят, и видно было, что исполнители сильно выросли в мастерстве. Наградой им стал диплом второй степени.
«Замкнули тройку призеров» Наталья Шевнина и Олег Максимов (Уфа). Их исполнение песни «Белеет парус одинокий» заслуживает самых высших похвал. Жесты были настолько отточены, что песню можно было «читать» даже с балкона.
«Белеет парус» в исполнении Н. Шевниной и О. Максимова (Уфа)
В номинации «Трио» не было равных веселым самарским парням Алексею Коману, Сергею Доркичеву, Александру Цедину, подаривших зрителям песенное «Попурри из песен кинофильмов».
Самарское трио ликует
Минские девчата Вероника Азарчик, Марина Гапонова, Анастасия Скобей с песней «Она не верит больше в любовь» стали вторыми в этой номинации.
Диплом третьей степени достался гомельскому трио в составе Евгения Васильева, Руслана Кебца, Сергея Смоликова за душевное исполнение песни «Ромашковые поля».
В номинации «Ансамбль» жюри отдало предпочтение коллективу Уфы, исполнившему песню «Туган як». Диплом второй степени вручен группе из Екатеринбурга за исполнение песни «Белая ворона» (думаю, не один глухой почувствовал родство с «белой вороной» в исполнении Дмитрия Ломышева), третьей степени – минчанам за песню «Камикадзе».
«Белая ворона» (Екатеринбург)
Обратите внимание, без наград остались москвичи, пермяки, челябинцы, якуты, артисты из Кургана, Краснодара… А ведь неплохо выступили. Просто очень острая была конкуренция!
Под занавес Евгений Мельников махал и махал рукой:
Жаль, мне расставаться жаль,
Я не говорю “Прощай!”
Ты не говори “Прощай!”
Мы не говорим “Прощай!”
До свидания, Минск! Спасибо за праздник!
Текст и фото Виктора Паленного