Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Что наша жизнь?.. Игра!

В начале нынешней осени московский Театр Мимики и Жеста стал победителем объявленного Российским фондом культуры Всероссийского конкурса по поддержке театрального искусства в номинации «Постановка нового спектакля, драматургической основой которого является новая пьеса». И уже в середине ноября прошли два показа нового спектакля «Итак, мы начинаем!», реализованного с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Основой постановки стала одноименная комедийная пьеса литератора Николая Пропирного, давно и плодотворно сотрудничающего с театром.

После того, как занавес разошелся, зрители оказались в закулисье, где трое актеров играли роли актеров, которым предстояло сыграть роли актеров в некоей неназываемой пьесе. Вот и афиша предстоящей премьеры: Пьеро в роли Пьеро, Арлекин в роли Арлекина, Коломбина в роли Коломбины… Сами действующие лица напоминают о жанре пьесы — комедия дель арте. И эта вполне современная пьеса полностью укладывается в рамки жанра. По ходу истории герои рассказывают бородатые анекдоты — как и положено в площадном балагане, дерутся, поют песенки, танцуют, общаются с уважаемой публикой, и вдруг — репетируют, цитируя фрагменты из классики. Вот тогда-то и оказывается, что премьера у каждого из них своя, такая, в которой ему отведена главная, и, возможно, самая значительная в карьере роль. А параллельно с этим проходит мелочная закулисная жизнь, в которой роковой красавице приходится ютиться в съемной комнате, печальному поэту-романтику бегать за лекарствами маме, а озорному шуту терпеть амурное поражение в момент кажущегося триумфа.

Есть сквозной сюжет, как положено, завязанный на любовном треугольнике, в котором Коломбина обманывает печального Пьеро с лихим Арлекином. Но все не так просто и однослойно, как и само действие — артисты играют артистов, которые играют артистов, которые… Словом, все это игра. «Что наша жизнь?..» Все по-настоящему и одновременно не по правде. Потому что эта история в первую очередь о театре и об актерах. Все чувства гипертрофированы, все эмоции напоказ. Любовная тема — маска на лице жизни, как те, что носят на своих лицах герои, скрывая свои истинные переживания.

Особенности неслышащих актеров Театра Мимики и Жеста — их уникальная пластика, богатая мимика, сам по себе сценический жестовый язык, оказались выигрышными в жанре комедии дель арте. Они только подчеркивали постоянное эмоциональное напряжение, в котором пребывают герои. Особо стоит сказать об актерах-дикторах, ставших абсолютными — невидимыми, но прекрасно слышимыми — двойниками артистов на сцене. Пьеса «на троих» в совокупности с заявленным жанром дала возможность развернуться каждому из актеров. И если комический дуэт Сергея Родина (Пьеро) и Сергея Семененко (Арлекин) зрители могли видеть, например, в спектакле «Новогодние подснежники» по пьесе того же автора, где они играют мелких жуликов-неудачников, то Алена Молоснова (Коломбина) раскрыла свой дар с совершенно новой стороны. Вечная положительная героиня она чрезвычайно убедительно выступила в роли роковой соблазнительницы. Впрочем, опять же, все не так однослойно — усталая femme fatale ищет настоящую любовь, недотепа-поэт совершает такое, что чуть не обрушивается премьера, и в неумеренной веселости победительного проходимца нет-нет да прозвучит печальная нотка… Такая игра. Все, как в жизни.

Добавить комментарий