Среди артистов Театра мимики и жеста есть две дамы, у которых таланты проявились не только в игре на сцене, но и в литературной одаренности. Это Ритта Железова и Надежда Иванковская. О ней и пойдет речь. Во многом благодаря Надежде Эмануиловне и родилась идея книги очерков об актерах ТМЖ (скоро сборник выйдет из печати) – она в последние годы написала большой цикл материалов о людях театра, которые публиковались в журнале «ВЕС». А вот о самой Иванковской до сих пор не было очерка, поскольку она всегда отнекивалась и не хотела, чтобы о ней писали. Теперь это упущение исправлено.
Надежда родилась в Москве в 1948 году, в 6-летнем возрасте частично потеряла слух. Поначалу училась в массовой школе, и только в 5 классе перешла в 30-ю московскую школу для слабослышащих детей. Хотя к моменту окончания школы Театр мимики и жеста уже был широко известен, Надежда знать не знала о нем. Так получилось, что она в юности серьезно увлеклась искусством танца – занималась в хореографическом коллективе старого Дома культуры ВОГ на улице Хмелева и добилась немалых успехов. Вот как Иванковская вспоминает об этом:
«Я часто выступала на концертах школьной художественной самодеятельности: читала стихи, пела, танцевала, играла в драмкружке. И одна добрая душа, увидев мое выступление на одном из вечеров в честь выпускников разных лет нашей школы, подсказала мне, что есть замечательный ДК глухих. Недолго думая, в один из выходных дней, я буквально помчалась туда, а дело было вечером, и как раз попала на концерт, где, так лихо отплясывали глухие танцоры, что я, отбросив все сомнения, сразу решила остаться в ДК и танцевать в этом коллективе.
Там я и встретилась со своим будущим наставником Анатолием Рудометкиным, который впоследствии раскрыл меня, как творческую личность. Первый танец, который он поставил со мной и со Славой Бугровым, был венгерский. Вроде бы не очень сложный – там было много простых движений, но это был танец любви двух молодых людей, очень зажигательный. И у нас все получилось! Душа пела, когда мы танцевали. Слава, будучи тогда высоким и стройным, очень гармонично вел меня в танце. И этот танец так полюбился зрителям, что в последствие получил большую жизнь. Мы выступали с ним во всех концертах, ездили на гастроли вместе с художественной самодеятельностью в Подмосковье, в Челябинск… Анатолий Павлович всегда был рядом и не давал нам расслабиться, и мы попали с этим танцем на московский, а потом и на всесоюзный смотр художественной самодеятельности в 1967 году и заняли на нем второе место, получив диплом Министерства культуры РСФСР (мы были единственные глухие среди слышащих). По результатам смотра в мае 1968 года была показана передача на Первом канале Центрального телевидения…»
Итак, девушка танцевала, срывала лавры, заканчивала школу и думать не думала о Театре мимики и жеста, у нее были другие планы в жизни. Но ее талант заметил и оценил актер ТМЖ Николай Устинов. Он уговорил Надежду показаться худсовету ТМЖ и главному режиссеру Виктору Знамеровскому.
В результате встречи главреж стал убеждать Иванковскую поступить в Студию при ТМЖ. Но она еще сомневалась. Тогда Виктор Самуилович пошел на хитрость:
«Знамеровский пригласил меня посмотреть спектакль «Золушка». Я решила пойти посмотреть, ведь ничего не теряла. И в этом спектакле я впервые увидела замечательного актёра Василия Ивановича Бондова, который играл Лесничего. Как он играл! А роль-то была не очень большая. Другие актёры, занятые в этом спектакле, тоже меня приятно удивили. Да и сам спектакль блистал фейерверком музыки, танцев, динамики, что придало неповторимое очарование этой постановке. Я «загорелась» и решила посмотреть другие спектакли…»
Так Надежда была околдована магией театра и согласилась выбрать профессию актера. С 1968 года она училась в третьем наборе Студии (ее взяли сразу на 2-й курс), которую окончила в 1970 году, вместе с рядом блистательных в будущем артистов, чьи имена до сих пор на слуху – это Татьяна Петухова, Анатолий Малов, Татьяна Ковальская, Иван Лесников и другие. Руководителем курса была Лидия Ставская, которую Надежда называет в числе своих любимых режиссеров.
Первые роли Надежды были в дипломных спектаклях выпускников в 1970 году: «На бойком месте» по А. Островскому (роль Казачка), «Вера, Надежда, Любовь» А. Арбузова, «Одуванчик» А. Бруштейн (роль Мышки).
С юности Надежда Иванковская – тоненькая, маленькая, хрупкая, но ловкая, поэтому ее театральное амплуа – травести (это актер, исполняющий роли мальчиков, подростков, девочек или переодевающийся в лиц другого пола). Немало было известных артисток, начинавших с амплуа травести – Алиса Фрейндлих, Лия Ахеджакова, даже Сара Бернар.
С 1973 года Иванковская начала играть в ТМЖ роль Пажа в той самой «Золушке», которая так поразила ее в школьные годы. Затем последовали спектакли «Пульс моей параллели» Р. Гейдара (роль Тади, 1973 год), «Женитьба» Гоголя (Дуняшка, 1973), «Ванька-Встанька» по стихам Е. Евтушенко (Петух, 1978), «Восемь любящих женщин» Р. Тома (ввод на роль Катрин, 1979), «Смех и слезы короля комедии» Э. Федотова (Мальчишка-газетчик, 1980), «Маугли» Р. Киплинга (Обезьянка, 1982), «Зубры и Скорпионы» А. Володина (Черепашка, 1985).
Кроме основных ролей, Надеждой было сыграно много массовых и эпизодических ролей (всего более 30 спектаклей). В месяц приходилось выходить на сцену по 25-30 раз.
Что касается литературных опытов, то Надежда рассказывает, что еще в школе учителя хвалили ее нестандартные сочинения по литературе и русскому языку, и даже заверяли, что это ее призвание – стать писателем. Но девушка в то время уже была настроена на артистическую карьеру.
А вот в начале 90-х годов, когда театр переживал тяжелые времена из-за инфляции и отсутствия средств на новые постановки, Надежда решила написать сценарий детского спектакля «Сказка за сказкой», чтобы коллектив мог выступать на разных площадках для маленьких зрителей и их родителей. Решила и написала – по мотивам народных сказок «Теремок», «Репка». Режиссуру делали сами актеры, позже этот спектакль довел до ума Михаил Слипченко.
С 1996 года Надежда была на пенсии, но продолжала следить за жизнью театра, и главное – поддерживала связи со многими актерами – и ветеранами, и ровесниками, много общалась с ними. В результате, когда начал приближаться 50-летний юбилей ТМЖ, Виктор Паленный, хорошо знавший Надежду, предложил ей попробовать написать воспоминания об ее коллегах – артистах и режиссерах, она махнула рукой: «Попробую».
И с тех пор не могла остановиться – с 2010 года в журнале «ВЕС» стали регулярно публиковаться статьи-портреты людей нашего театра. Иногда приходится удивляться, сколько спектаклей и ролей, интересных случаев помнит Надежда Эмануиловна. Даже болезни, начавшие одолевать ее, не смогли ее остановить. И может быть, именно понимание, что ее работа по летописи театра не закончена, поддерживала Надежду и позволяла побеждать хвори. Оптимизма добавляет ей и сын Михаил, который заботится о маме.
Теперь с полным основанием можно сказать, что Надежда Иванковская внесла свой значимый вклад в историю Театра. Хочется пожелать Надежде Эмануиловне доброго здоровья и новых встреч с артистами Театра мимики и жеста, встречающего свой очередной юбилей, а также новых интересных очерков.
Василий Скрипов
Опубликовано в журнале «ВЕС» № 5–2022