Центр развития и поддержки глухих и слабослышащих детей и их родителей АНО «Я понимаю» в рамках образовательного проекта «ЯТОП» – языковое творчество для особых потребностей людей с инвалидностью по слуху для изучения русского языка» провел 12 уроков офлайн, более 7 занятий дистанционно, а также снял порядка 10 обучающих роликов, которые посмотрели более 4,5 тысяч зрителей.
Образовательный проект, основанный на билингвальном и деятельностном подходах, включает:
- Проведение Детского клуба «Вместе с мамой» для детей 1,5-4,5 лет;
- Занятия с глухими и слабослышащими детьми 3-16 лет по русскому языку как неродному;
- Изучение раздела русского языка школьниками 4-6 классов – уроки «Словообразования».
Детский клуб «Вместе с мамой» создан, чтобы научить родителей самостоятельно заниматься со своим ребёнком. Продолжительность занятия 45 минут, с учетом возрастных особенностей детей, запись в клуб происходит в свободном режиме. К завершению занятий в рамках проекта родители стали активно включаться в проведение занятий со своими детьми, больше внимания стали уделять общению, начали объяснять значения новых слов, понятий. Обучающие видеоролики от сурдопедагога набрали порядка 1500 просмотров.
«Лучшие педагоги для детей — это их родители. Но их нигде не учат, как помочь своим глухим и слабослышащим детям пополнять словарный запас и налаживать коммуникацию. Родители ждут детского сада, думая, что там всему научат, но это заблуждение. Начинать нужно чуть ли не с первого дня жизни. И мы готовы помочь в детском клубе, где родители вовлекаются в занятия со своими детьми, а дети и сурдопедагог прекрасно понимают друг друга, используя жестовый язык, устную речь и дактилологию», − рассказала директор АНО «Я понимаю» Елена Соловейчик.
Урок «Русский как неродной» проводится с опорой на русский жестовый язык. Отбор проходит через тестирование в зависимости от возраста. По итогам курса 30 детей научились пользоваться опорными таблицами, разработанными в рамках проекта, по темам «Имя существительное: единственное и множественное число», «Имя прилагательное», «Местоимения», «Кто? Что?». Выявилось, что практически все школьники ошибаются в постановке ударений, имеют ограниченный словарный запас. При выполнении упражнений по пройденным темам дети показывают улучшение и хорошие результаты.
Программа курса «Словообразование» была разработана для того, чтобы познакомить глухих и слабослышащих детей с составом слова, способами образования слов в русском языке. Обучение прошли двадцать учащихся 4-6 классов московских школ. Было проведено по два занятия в трех подгруппах (каждое по 40 минут). Перед началом занятий учащиеся плохо различали «части слова» и «части речи», затруднялись привести примеры по теме «Однокоренные слова».
Уроки проводила на русском жестовом языке Людмила Жадан, учитель русского языка, преподаватель РЖЯ. Ребята с удовольствием смотрели слайды презентации и видеоролики. Они научились видеть корень в словах, выполнять разбор слов по составу, познакомились с различными способами образования слов (приставочный, суффиксальный, способ сложения основ и другие). Узнали, как устроены словообразовательные словари. Различные задания выполнялись на русском языке в письменной форме.
После окончания занятий все дети показали хорошие умения по данному разделу курса «Русский язык».
Узнать подробнее о Центре развития и его образовательных проектах можно на сайте iunderstand.ru. Видео с занятий можно посмотреть здесь, или на официальной странице Центра «Я понимаю» в Инстаграмме − https://www.instagram.com/iunderstand_deaf/.
Контакты АНО «Я понимаю»
info@iudeaf.ru, Тел.: +7 (977) 967 85 21