В свете недавних разговоров, что к дистанционному обучению глухих и слабослышащих детей российская система образования не готова. Отдуваются за педагогов родители, занимаясь с детьми самостоятельно. На вопрос отвечает Елена Соловейчик, директор АНО “Я понимаю”.
– Готова ли специальная школа к дистанционному обучению?
– Дистанционное обучение, до недавнего времени, казалось каким-то островком мечты: не нужно тратить время на дорогу от дома до школы (это актуально для детей-инвалидов, которые получают образование в коррекционных учреждениях), учитель занимается с ребёнком в режиме он-лайн.
Согласно 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, п. 27 «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» ожидалось, что учителя из коррекционных школ будут заниматься с глухими и слабослышащими детьми дистанционно, как это проходит среди слышащих ребят.
Но сегодняшняя реальность оказалась такова, что родители учеников 1-4 классов взяли на себя роль учителей своих детей, а педагоги высылают презентации, материалы к урокам. В некоторых школах со старшеклассниками учителя проводят занятия устным методом, но ученики испытывают затруднения при распознавании речи на слух через Zoom. В некоторых, наоборот, уроки проводятся на русском жестовом языке, что радует детей. Не могу не отметить, что одна школа активно выкладывает в социальных сетях фотографии он-лайн занятий с учениками, но если вникнуть, становится понятно, что это – слышащие дети с ментальными особенностями. Таким образом, школа, вероятно, отчитывается перед Министерством просвещения, что она выполняет их указы. Министрам невдомёк, что в этих классах не учатся глухие и слабослышащие дети. В большинстве случаев старшеклассникам приходится заниматься самообразованием, и тут уже на первый план выходит понимание прочитанного текста, задания, обширный словарный запас, а не устная речь, которую требуют постоянно от наших детей.
Хотелось бы привести выдержки из одной статьи, которая попалась на просторах Интернета «Использование дистанционных образовательных технологий при работе с глухими и слабослышащими обучающимися»:
«Главным принципом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является принцип доступности, который на практике успешно реализуется в ходе использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Такой подход позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, учесть его психофизические, эмоциональные и образовательные потребности, максимально визуализировать процесс обучения.
При работе с глухими и слабослышащими обучающимися возникают дополнительные трудности в усвоении учебного материала в связи со спецификой дефекта. Поэтому на уроках необходимо использовать такие технологии, которые смогли бы помочь обучающимся:
1. Проведение уроков через программу Skype. Такой урок максимально приближен к обычному школьному уроку, поскольку позволяет общаться с учеником в режиме реального времени (выслушать ответ, оценить ученика, построить диалог). Услышит ли таким образом учителя глухой ученик без русского жестового языка?
Следующие пункты подразумевают обширный словарный запас, владение русским языком на высоком уровне, который бы позволял глухим, слабослышащим детям заниматься самообразованием.
2. Использование сервисов, построенных на основе чат-технологий, где дети имеют возможность обмениваться мнениями, вести переписку, участвовать в обсуждении проблемы при выполнении, например, проекта. Чат-технологии полезны для организации групповых форм работы, рассчитанных на длительный период.
3. Электронные учебные курсы, которые позволяют не только поддержать процесс обучения, но и в значительной степени разнообразить его, стать средством самообразования. Электронный учебный курс выполняет справочно-информационную, контролирующую функции. Кроме этого, электронные курсы дают возможность отработать навыки по тому или иному предмету на учебных тренажерах, в ходе выполнения имитационных, моделирующих и демонстрационных упражнений.
4. Организация интерактивных конкурсов, викторин и соревнований. Такие мероприятия возможно организовать на основе сайта с базой тестовых и творческих заданий, в которых могут принять участие все желающие.
5. Виртуальные экскурсии (литературно-биографические, литературно-краеведческие, историко-литературные, литературно-художественные и др.) при обучении детей с ОВЗ становятся сегодня одной из перспективных форм проведения учебных экскурсий. Для слабослышащих детей целесообразно сопроводить экскурсии текстовым материалом…»
Мы обращались в одну организацию, которая занимается детьми с кохлеарными имплантами, чтобы получить комментарии по дистанционному обучению, но на сегодня ответа от них не поступило. Поэтому в данной статье будем говорить обобщённо только об учениках коррекционных школ для глухих и слабослышащих детей.
Итак, опросив родителей, старшеклассников, пришли к основным моментам:
- Глухие грамотные родители способны замещать учителя на период самоизоляции, обучая своих детей по материалам от педагога. Они могут объяснить ребятам значение слов на русском жестовом языке, проверить, как ребёнок понимает задание. С уверенностью скажу, что для тех детей, которые не всегда понимают устную речь учителей в силу своей потери слуха, это настоящее удовольствие – получать знания доступным и понятным для них образом – через русский жестовый язык. Таким образом, в домашних условиях для них реализуется вышеупомянутый пункт 27 статьи 2 ФЗ-273. В таком же положении оказываются дети слышащих родителей с обширным словарным запасом русского языка, которым слуховые аппараты или КИ компенсируют потерю слуха, и они прекрасно понимают обращённую устную речь родителей;
- Глухие малограмотные родители испытывают колоссальную нагрузку, стресс от заданий, которые дают их детям педагоги. Они не могут понять текст, задания, а педагоги не владеют РЖЯ (за некоторым исключением). Такие родители – «жертвы» системы сурдопедагогики, устного метода обучения, их обучали без жестового языка, как и их детей. Сейчас учебники в школах для глухих и слабослышащих не рассчитаны для учеников с нарушениями слуха (вопрос стоит не об упрощении содержания учебника, а об адаптации под их особенности: отсутствует знак ударения в словах, таблицы с правилами русского языка представлены с точки зрения русского как первого, родного). И такие учебники ставят в ступор даже самих родителей: как сделать фонетический разбор (звуко-буквенный анализ) слова, как проверить безударную гласную в корне (когда сами ошибаются с ударениями), не понимают разницу в глаголах прошедшего, настоящего и будущего времени. А что говорить об остальных предметах… От дистанционного обучения страдают и дети, и родители. Тут раскрывается обратная сторона медали – качество обучения в школе: родители видят и понимают, что их дети изо дня в день с трудом справляются с объёмом заданий в силу ограниченного словарного запаса русского языка (для таких учеников русский язык – второй язык, который они начали изучать в детском саду, причём с отрывом от родного – жестового языка). Спасение для них – готовые домашние задания (ГДЗ). Родители просят педагогов выйти на связь с детьми и вести уроки на РЖЯ, на что учителя отвечают, что они выполняют указы Департамента образования и не могут использовать РЖЯ в обучении. Получается, Указы Министерства просвещения противоречат пункту 27 статьи 2 ФЗ-273?
- Слышащие родители, не владеющие русским жестовым языком… Про детей, которые успешно развиваются без РЖЯ, написала в пункте 1. Речь пойдёт о тех учениках, которым устный метод не принёс положительных результатов, у них ограниченный словарный запас, они не понимают смысла прочитанного. И родители тут тоже испытывают стресс, как и малограмотные глухие родители: как до ребёнка донести новую тему, обсудить прочитанный текст, если он не понимает в силу ограниченного словарного запаса. Родители очень ждут, когда отменят самоизоляцию, и ученик пойдёт в школу: пусть им занимается педагог. Некоторые из них прибегают к печально известным ГДЗ, лишь бы отчитаться перед учителем о выполненных заданиях. Это не решает проблему. Хочется верить, что этот период даст этим слышащим родителям шанс получше узнать своих детей, пересмотреть свои подходы к его обучению, коммуникации с ним, чтобы помочь ребёнку наслаждаться общением, обучением. Сурдопедагоги, которые не рекомендовали родителям изучать жестовый язык в раннем возрасте, может, вы сейчас сможете помочь такой семье решить проблемы с освоением учебной программы?
- Слышащие родители, которые владеют жестовым языком на базовом уровне… Обычно они соглашаются учить ЖЯ, когда их чадо старше 9-10 лет, для них уже очевидно, что нужны ещё дополнительные средства коммуникации, обучения, чтобы помочь своим детям набрать словарный запас русского языка. Как правило, базовый уровень жестового языка – это 3 месяца обучения, в среднем. У родителей уже сформированы искусственные жесты, у большинства из них нет полноценного общения с детьми. И жестовый язык не решает их проблему: сам ребёнок не все жесты знает, привык быть сам по себе. Другой случай, когда родители пытаются помочь своим детям, у них налаживаются отношения, но объёма лексики жестового языка не всегда достаточно, чтобы объяснять детям материал, скрытый смысл слов. Такие семьи в подвешенном состоянии: и сами РЖЯ мало знают, и ребёнок в неполной мере владеет русским языком.
В последнее время наслышана про одну известную он-лайн школу, на свой вопрос про возможность обучения глухих и слабослышащих ребят в данной школе получила ответ: «Спасибо вам за обращение, хороший вопрос задаете. Неприятно это признавать, но сейчас мы, к сожалению, мало приспособлены к обучению слабослышащих детей. Однако вопрос этот актуальный, поэтому мы разрабатываем новую платформу, которая в будущем поможет в том числе сделать обучение более доступным для большего количества ребят.
Если же говорить про текущие возможности, то к каждому уроку у нас прикрепляются конспекты с основным содержанием и объяснением правил. Понимаю, что это не полноценная адаптация, но возможно, вам подойдет. Пожалуйста, посмотрите, мы будем вам очень рады.
Если же нет, то будем надеяться, что успеем платформу закончить и расширить ее функционал к тому моменту, как вашему младшему ребенку настанет пора идти в школу».
ВЫВОД:
К дистанционному обучению глухих и слабослышащих детей российская система образования не готова. Отдуваются за педагогов родители, занимаясь с детьми самостоятельно. Может, тогда слышащие родители очнутся и будут ставить другие вопросы – по развитию словарного запаса русского языка, навыка чтения и понимания текста. А глухие малограмотные родители осознают, насколько тяжело приходится их детям учиться без опоры на русский жестовый язык, и смогут собрать коллективное письмо, чтобы в школах на уроках присутствовали ассистенты педагогов со знанием жестового языка. Ведь устная речь без владения русским языком – ничто.
Елена Соловейчик,
директор АНО «Я понимаю»