Областному казённому общеобразовательному учреждению «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» 1 марта исполняется 100 лет.
Курская школа-интернат имеет славную историю, успешно развивается и является особенным учреждением, в стенах которого дети с нарушениями слуха получают знания. У истоков создания школы стоял замечательный человек, курянин А.М. Хлебников. Он был глухим, но состоятельные родители предоставили сыну возможность получить образование в Москве, что давало ему право обучать глухих детей. Именно А.М. Хлебников в 1918 году подал прошение губернскому комиссару народного образования с просьбой открыть школу для глухих детей в Курске.
В марте 1920 года было принято решение о создании школы глухонемых в Курской губернии на улице Чумаковской, 11. И уже в 1921 году в школе было 26 ребят. А.М. Хлебников стал учителем, а первым директором был назначен Н.А. Шиндлер. Перед войной в школе обучалось уже 250 детей.
Во время Великой Отечественной войны школу эвакуировали в Казахстан. Немцы устроили в здании госпиталь, а при отступлении сожгли его дотла. После освобождения Курска в 1943 году в доме на улице Гоголя, 21 уже в марте начали работать несколько классов. В 1950 году здание восстановили, и школа полноценно заработала. Своими силами учителя и воспитанники благоустраивали территорию, высаживали фруктовые деревья, занимались подсобным хозяйством.
Развивалась система специального образования, развивалась и школа. Сюда поступали ребята из разных уголков и городов России. В школе активно работали детские общественные организации, творческие и спортивные кружки развивали таланты детей. Выпускники, получив основное общее образование, продолжали обучение в училищах, техникумах, в вузах. В разных уголках страны трудятся инженеры и техники, артисты и художники, сурдопедагоги и соцработники, стоматологи и строители, швеи и кулинары.
Путь становления школы-интерната был непростым. Менялось руководство, педагоги, обучающиеся… Менялось время… И каждый вносил свой вклад в развитие и становление школы. Классы оборудовались современной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, техническими средствами обучения. Педагоги осваивали новые методики преподавания. Воспитанники радовали своими талантами.
На сегодняшний день здесь обучается более 110 детей, среди них есть дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Обучающиеся наряду с освоением адаптированных образовательных программ основного общего образования принимают активное участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Более десяти лет школу-интернат возглавляет Лариса Николаевна Малихова. Она сумела создать благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, добиться заслуженного авторитета среди коллег, учеников и их родителей. Неравнодушие Ларисы Николаевны к судьбам детей позволяет ей, как руководителю, умело сохранять вековые традиции специального образования лиц с нарушениями слуха, сочетая их с современными реалиями.
Педагогический коллектив школы отличается высоким уровнем профессионального мастерства. Подтверждением этого является категорийность кадрового состава (высшая квалификационная категория –25 человек, первая – 19 человек). А 12 педагогов отмечены отраслевыми наградами.
Выпускники разных лет с благодарностью вспоминают многих педагогов, ставших их мудрыми наставниками. По сей день передают мастерство молодым педагогам и душевную щедрость детям ветераны педагогического труда Т.П. Шелдунова, А.И. Костромина, В.А. Фадеева, Н.Д. Устинова, В.И. Якушева.
Связав свою жизнь с сурдопедагогикой, более четверти века работают: Л.Е. Добродицкая, О.В. Шумакова, Е.В. Каменцева, О.К. Петрова, М.Е. Попова, О.В. Любимова, Г.А. Осадчих, И.В. Тарасова, Е.В. Тютюнова, Т.В. Шабалина, Н.М. Болотова, Т.И. Наумова, М.Д. Черткова, С.В. Юрченкова, А.Н. Некрасова, О.Д. Коробко.
Для каждого поколения эта школа была своей, особенной, но всегда родной и любимой. Приятно отметить, что выпускники называют ее «Школой щедрой души», где им помогают преодолевать препятствия сложного жизненного пути, возвращают чудесный дар речи и возможность общения. Многим своим выпускникам она дала путевку в жизнь. Они нашли свое место в обществе, получил образование, успешно трудятся по специальности. Педагоги и строители, рабочие и предприниматели, спортсмены и художники – многими своими выпускниками школа может гордиться по праву.
Среди выпускников есть те, кто не остается равнодушным к проблемам неслышащих людей. Связали свою жизнь с различными организациями «Всероссийского общества глухих» И. Абрамов, А. Романцов, В. Толстова, В. Ширков, М. Юсупов, О. Иванова, Г. Алексеев.
В мире глухих, где восприятие жизни визуально, и невербальный способ общения является главенствующим, театр и изобразительное искусство в доступной форме позволяют эстетически совершенствоваться, приобщаться к творчеству. Например, для выпускниц школы-интерната Г. Цукановой, Т. Гикавой актерская деятельность стала профессией. Талантливые произведения живописи и графики создают выпускники М. Бялынович, Н. Тарасова, А. Носорев.
В. Устинов, И. Кузнецова, Е. Алексеева, И. Леонидова посвятили свою жизнь педагогике. Кстати, в школе работают двое глухих воспитателей – Елена Кузьминова и Владимир Казанцев, выпускники 2001 года. Елена получила высшее педагогическое образование в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете им. Герцена по специальности учитель-сурдопедагог, а Владимир закончил МЦР в Павловске, получив специальность учителя адаптивной физкультуры.
Среди выпускников есть люди, которые в полной мере реализовали себя в любимом и полезном деле. Об этом говорят победы выпускников школы-интерната А. Золоторева, Н. Егоричевой, А. Сорокиной в конкурсах профессионального мастерства для людей с инвалидностью Национального чемпионата «Абилимпикс».
Особая тема – спортивные достижения учеников и выпускников, их победы вписаны также в историю спорта Курской области и России. Среди известных спортсменов в первую очередь стоит назвать А. Романцова, М. Юсупова, А. Коморную. Приняли победную эстафету и достойно продолжили список чемпионов Е. Алексеева, А. Божко, Д. Сгонников. Не отстали от них и совсем еще молодые, недавние выпускники школы – Н. Егоричева, С. Крюкова, А. Иванов, И. Глазков, М. Ворначев, которые продолжают заниматься спортом и после окончания школы-интерната.
В 2019 году золотые, серебряные и бронзовые знаки отличия и удостоверения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО получили девять обучающихся и 18 педагогов школы-интерната. Эффективность физкультурно-массовой работы, качество системы физической подготовки обучающихся с нарушениями слуха подтверждаются высокими результатами.
В 2010 году в школе-интернате под руководством педагога дополнительного образования О.В. Шведовой был организован театр мимики и жеста (ТМЖ) «Акварель». Театр работает в жанрах пантомимы, пластических миниатюр, жестовых постановок, жестовой песни. ТМЖ «Акварель» неоднократно был победителем и лауреатом различных конкурсов и фестивалей разных уровней, в том числе всероссийских и международных.
Активному вовлечению обучающихся в разностороннюю деятельность способствует школьная организация «Радуга детства», важными направлениями которой являются проекты «Радуга ТВ» (школьное телевидение), «Радуга новостей» (школьная газета), «Радуга желаний» (социальная программа).
Вот некоторые достижения учеников «Курской школы-интерната», в последние годы.
В 2016 году Андрей Иванов стал призером чемпионата мира по греко-римской и вольной борьбе среди глухих и слабослышащих юниоров.
В 2016 году ученики школы-интерната вошли в состав отряда «Курская земля» Курской областной патриотической организации Центр «Поиск» и приняли участие в краеведческой и архивной работе по установлению имен погибших и пропавших без вести защитников Отечества.
В 2018 году ученицы Наталья Егоричева и Светлана Крюкова стали победителями I международного турнира по самбо среди инвалидов по слуху.
В 2018 году в рамках школьного телевидения «Радуга TV» был создан фильм, вошедший в десятку лучших работ регионального фестиваля «Мы сами снимаем кино» (фильм-притча «Маленькие Евы»).
В 2019 году футбольная команда школы-интерната приняла участие в Чемпионате Курской лиги массового футбола.
В 2019 году Дарья Филатова стала членом Детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Курской области.
В 2019 году Степан Клещев стал победителем V Национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в компетенции «Робототехника».
С гордостью можем сказать, что в нашей школе общими усилиями педагогов, родительской общественности и всех неравнодушных людей создаются благоприятные условия для получения доступного и качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями, где ограниченные возможности становятся безграничными способностями.
Материалы подготовили:
Лариса Малихова, директор,
Ольга Петрова, заместитель директора по УВР,
Елена Карпенкова, заместитель директора по ВР,
Марина Черткова, учитель математики и информатики,
администратор официального сайта школы-интерната,
Елена Каменцева, учитель русского языка