18 февраля в Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка “Художник Карл Карлович Гампельн”.
На открытии выступил руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский. Держа в руках альбом-каталог, он говорил: “Проект удивительный, поэтому нам стало тесно в рамках одного музея. Завтра продолжение этого мероприятия в Историческом музее, там вторая часть. Здесь большая часть – портретный жанр, там – больше бытовой. В этом проекте участвуют 23 музея… Такого комплексного внимательного взгляда на творчество именно этого художника не было”.
В музее на Пречистенке в четырех залах представлены произведения художника, в основном портреты, собранные из 23 музеев. Работы Гампельна предоставили многочисленные музеи, в том числе Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, а также частные коллекционеры.
Вот его автопортрет из Русского музея. Рядом – литографический портрет аббата де л’Эпе с сопроводительным письмом художника: “…я спешил воспользоваться сим случаем, чтобы принести дань признательности за тот способ наставления, который всякому глухонемому дает новое бытие. Я сам воспитан по системе его. (…)”. А учился Гампельн, родившийся глухим в Москве в 1794 году, – в Вене, где в 1789 году был открыт Институт глухонемых, основатели которого до этого побывали в Париже, у аббата де л’Эпе. В России училища для глухих еще не существовало, поэтому такое решение – отдать сына в венское училище – представлялось логичным. Учтем, что родители Карла, немцы, прибывшие в Россию из Польши, были католиками.
Карл Гампельн, таким образом, стал первым глухим россиянином, который получил образование в училище для глухонемых. Он рос в дружественной среде сверстников, общавшихся на жестовом языке, отсюда отсутствие комплекса неполноценности и необычная подпись, которую он ставил на своих работах: Hampeln Sourd-muet, реже по-русски “Гампельнъ глухо-немой”.
С 1810 по 1816 год Гампельн обучался в Училище Общества соединенных искусств при Австрийской Императорской Академии художеств, постигая секреты гравирования под руководством художника В. Г. Кинингера. В 1811 году начал заниматься по корпусу топографов в генерал-квартирмейстерском штабе гравированием по меди. Еще он занимался преподаванием в училище Образцов древностей. Но… кому преподавал? Воспитанникам Института глухонемых, которые специально приходили на занятия? Вполне возможно, нужны же были средства на оплату своего обучения в училище Общества искусств, ведь в 1812 году дом родителей сгорел, отец не выдержал потрясений и скончался. Не исключено, что эта идея принадлежала директору Института Иосифу Маю, благоволившему юному таланту из России.
1814 год ознаменовался Венским конгрессом. Прибывшие в Австрию члены Российской императорской семьи побывали в Институте глухонемых и познакомились с Гампельном, подарившим свои работы великим княжнам Екатерине Павловне и Марии Павловне, которые не остались в долгу. 100 червонцев вручила ему императрица Елизавета Алексеевна. От императора Александра I Гампельну были переданы 1500 гульденов с дозволением продолжить обучение в Академии изящных искусств еще один год.
За особое прилежание в науках Гампельн получил “степень второго художника по гравировальному искусству”. В начале 1818 года его работа была отмечена золотой медалью “за успехи по гравировальному и прочим изящным искусствам”. Но к тому времени он уже находился в России.
Его устройством озаботились императрица, которой было вручено рекомендательное письмо из Вены, и президент Императорской Академии художеств А.Н. Оленин. 7 октября он был устроен в Училище глухонемых преподавателем рисования и гравирования, а “тихое пристанище” (вместе со своим слышащим братом Егором) нашел в доме самого Оленина. Таким образом, художник получил возможность встречаться с крупнейшими представителями литературы, изобразительного искусства, театра, которые часто бывали в гостях у Олениных.
Дом Олениных на Фонтанке и их имение Приютино были средоточием литературно-художественной жизни столицы. В оленинском кружке можно было встретить И.А. Крылова, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Н.И. Гнедича (есть его портрет акварелью кисти Гампельна), К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, М.И. Глинку и других. По окончании Лицея посетителем особняка на Фонтанке стал и А.С. Пушкин. Видел ли его Гампельн в 1818-19 гг. – свидетельств на этот счет не имеется. Но известен портрет отца поэта – С.Л. Пушкина, выполненный Гампельном в 1824 году, – его можно увидеть на этой выставке на Пречистенке.
В 1827 году А. Пушкин возобновил знакомство с Олениным, жившим в это время уже на Мойке. И влюбился в младшую дочь Оленина – Анну, фрейлину императрицы Марии Федоровны, около года настойчиво ухаживал за ней. Но Карл Гампельн, автор рисунка “Портрет А.А. Олениной с подругами”, уже не был в курсе перипетий неудачного сватовства А. Пушкина по той причине, что с 1826 года проживал в Москве.
Почему наш герой сменил место жительства? Пользовался же покровительством высоких лиц… Считается, что переезд в Москву стал итогом административных мер, проводимых правительством в период следствия по делу декабристов, и пристального интереса властей к личности художника, который рисовал членов семьи Коновницыных, причастных к кругу декабристов. На этой выставке чуть ли не полный комплект портретов – от генерала П.П. Коновницына-отца до сестры братьев Коновницыных Е.П. Нарышкиной, которая последовала за мужем в Сибирь.
Карл Карлович Гампельн
Как сложилась жизнь в Москве для Гампельна?
В общем неплохо. О нем писали в журналах, даже посвящали стихи – строчка из одного выведена в заголовок настоящей статьи. В 1827 году Карл Карлович был определен художником в мастерскую команду при Московской военно-рабочей бригаде. В московский период он работал в технике цветного рисунка, акварели, литографии, изредка писал и маслом, но не занимался гравюрой.
В 1831 году Гампельн произведен в коллежские регистраторы, в 1834 году числился чиновником 14 класса, спустя два года был произведен в губернские секретари с присвоением 12 класса. А главное – с 1834 года он был женат на Наталье Марковне Ронцевич, которая родила ему сына Карла. Об этом, с опорой на архивные источники, сообщает искусствовед Н.Г. Преснова в своей статье из “Тропининского вестника” 2002 года.
Но по-прежнему неизвестна дата смерти художника. Пишут: 1880-е. Коллекционер Андрей Леонидович Кусакин сообщил мне нечто любопытное… В архивах он листал книги адресов Москвы, составленных фон Метелеркампом и К. Нистремом, и нашел следующее. В 1839 году К. Гампельн жил в доме своей жены в 3-м квартале Пресненской части, позже этот дом был отнесен к Б. Пресненской улице. Согласно книге адресов на 1846–1857 гг., Карл Карлович Гампельн, чиновник 12 класса, проживал в собственном доме на Большой Пресненской улице. Но в 1859 году он не упомянут вообще. В 1860 году в разделе неслужащих чиновников имеется следующее: “Гампельн 14 (!) кл., Тверская ч., Газетн. пер., д. Игнатьевой”. В адресе-календаре на 1875 год читаем: “Андреевская богадельня Московского купеческого общества. Бухгалтер Гампельн Карл Карлович, Губ. секр. Серпух. ч., 5 кв., в соб. доме”. Он также упомянут в календарях на 1879 и 1884 годы, только адрес проживания изменился. Очевидно, что чиновник 14 класса, бухгалтер – это сын художника. Напрашивается мысль, что глухой Гампельн, видимо, скончался в 1860-х, а в 1880-х умер его сын и полный тезка. Ведь в 1880 годах художнику было бы за 86 лет, и при этом ничего не известно о нем после 1860 года. Трудно поверить, что Гампельн не познакомился бы с основателем московского училища глухонемых И.К. Арнольдом, но об этом мы ничего не знаем. Кстати, здесь есть любопытные параллели: Иван Карлович Арнольд родился в Москве, учился в Институте глухонемых в Берлине и получил в Дрезденской академии художественное образование.
(Продолжение следует)
Виктор Паленный