Обычно в летний период официальных встреч в клубе не бывает, все в отпусках, на дачах, да просто гуляют… Однако решено было сделать одно исключение – по вопросам безопасности глухих и возможность получить необходимую реальную помощь. Мы провели встречу с заместителем начальника Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России по Мордовии полковником внутренней службы И. К. Мишаевым.
Полковник И. К. Мишаев на встрече в Мордовском РО ВОГ
И повод был совсем не будничный. За несколько дней до того в Ардатовском районе Мордовии, в лесу, заблудился глухой 70-летний мужчина, которого искали полтора суток, а найти помог, как сказал Ирек Касимович, сын потерявшегося… Глухой – “не наш”, то есть просто пожилой человек, у которого с возрастом начал ухудшаться слух, жестового языка он не знает. Но разве это главное?..
…В конце прошлого года в Саранске, благодаря финансированию из республиканского бюджета через Министерство труда и социальной защиты населения Республики Мордовия, заработал Диспетчерский центр связи глухих. Его открытие – огромное событие в жизни инвалидов по слуху в республике, поскольку это отличная возможность получить необходимую информацию или услугу для любого неслышащего, который пользуется мобильным телефоном и интернетом, причем часто это можно сделать не выходя из дома. И услугами центра, где посменно работают два диспетчера, свободно владеющие жестовым языком, с удовольствием пользуются глухие жители Саранска. Один раз попробовал – и уже не забудешь о такой отличной возможности.
Это актуально как для самих глухих, так и для их родственников, знакомых, коллег, да и просто представителей различных официальных служб, которым необходимо передать информацию глухому человеку. К примеру, можно передать сообщение инвалида по слуху любому абоненту (с нормальным слухом или неслышащему) и получить ответ от него; можно осуществить запись на прием в государственные и муниципальные учреждения (социальная защита, Пенсионный фонд, МСЭ, учреждения здравоохранения, образования, Службу занятости и др., сделать заявку на вызов мастера или техника (интернет-компании, ЖКХ и др.), в исключительных случаях, посредством видеосвязи, тут же осуществить прямой и обратный перевод между глухим и нормально слышащим собеседниками)…
Связаться с диспетчером можно по стационарному телефону (для людей без нарушения слуха), по мобильному телефону (смс, вайбер, ватсап), по скайпу.
И все бы хорошо, но… Диспетчерский центр связи для глухих работает в будние дни, с 9 до 17:30. Именно поэтому Мордовское РО ВОГ обратилось к начальнику Главного управления МЧС России по Республике Мордовия генерал-майору внутренней службы А. Г. Наумову с просьбой решить вопрос о возможности оказания помощи инвалидам по слуху в случае чрезвычайных ситуаций в вечернее и ночное время и в выходные дни. Андрей Геннадьевич сразу заинтересовался, ведь откуда в региональном МЧС могли знать о такой проблеме для неслышащих жителей республики? – и отдал распоряжение проработать вопрос и организовать такую помощь.
В результате в наше РО приехал, как уже говорилось, полковник внутренней службы И. К. Мишаев. Встреча была не одна, и не только в офисе и непосредственно в Диспетчерском центре связи для глухих. Руководство Мордовского РО также смогло увидеть работу и самого Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС). Ирек Касимович пытался детально разобраться в проблемах ограничения доступа информации для инвалидов по слуху и много интересного предлагал сам.
В самом ЦУКС специально для возможной коммуникации с глухими абонентами на случай ЧП у них были созданы технические условия: возможность принимать от глухих звонки на Skype. Также появился специальный номер, по которому инвалид по слуху может отправить смс на мобильный телефон или Viber, т.е. все – визуальное, без голосового контакта, ведь многие у нас не только не слышат, но и говорить большинству разборчиво трудно… В конечном результате между ГУ МЧС России по РМ и МРО ВОГ было подписано “Соглашение об информационном взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Мордовия”.
…Так что на встрече с заместителем начальника ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Мордовия вопросы были действительно серьезные. Ирек Касимович рассказал о работе над соглашением, о результатах обеспечения технических возможностей для связи глухих с МЧС в чрезвычайных ситуациях. Рассказал о самих опасных ситуациях (пожары, потребность в “скорой помощи”, утечка газа, блуждания в лесу, сломанная машина за городом, на трассе…), которые могут возникнуть, ответил на многочисленные вопросы. А они были действительно житейские.
Членов ВОГ тема очень интересовала
Одним из первых прозвучал вопрос о том, что делать, если глухой не очень грамотный. Ответ: подумаем, постараемся для самых опасных ситуаций, разработать шаблоны, в которые нужно будет вставлять конкретную информацию. Можно ли вызывать МЧС, если захлопнулась дверь в квартиру, а там находится ребенок, или, к примеру, включен газ? Да. За это платить надо? Нет. А везде ли, отовсюду ли можно написать в МЧС или это зависит от оператора? Увы, действительно, проблемы с разными операторами сотовой сети существуют…
Работают в МЧС сейчас и над тем, чтобы в будущем можно было определять местонахождение абонента по сотовому телефону.
Наш гость неоднократно подчеркнул, что самое главное в сообщении – правильное указание адреса, где произошло ЧП, иначе затягивается время. К примеру, в Саранске две улицы Рабочая – на той, что в центре города, мы и находились в этот момент (адрес клуба ВОГ – ул. Рабочая, 1), а другая Рабочая находится в пригороде Саранска, в поселке Луховка. То же и с улицей 8 Марта – в самом Саранске и в другом пригороде.
Очень важно знать, что сейчас на номер 112 послать смс-сообщение НЕ ПОЛУЧИТСЯ. Работа над этим ведется. Главное: СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ГЛУХИХ жителей Мордовии в МЧС есть каналы связи, которые мы сейчас даем. И просим понять всех: это очень серьезно, писать смс в МЧС можно в действительно кризисных, очень опасных ситуациях. Можно и ночью, и в выходные.
Есть и еще один нюанс. Да, МЧС в нашей республике постаралось создать условия для приема письменных сообщений – специальный номер сотового телефона, отправка сообщений в качестве смс или на Viber. Кроме того, есть Skype. НО. Наше сотрудничество только началось, в МЧС нет переводчиков. Поэтому, в случае связи по Skype или по видео в Viber – необходимо, чтобы рядом с глухим находился кто-то слышащий и смог помочь общаться.
Мордовское РО ВОГ искренне благодарит начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия генерал-майора внутренней службы Андрея Геннадьевича Наумова за понимание и поддержку инвалидов по слуху, испытывающих острые проблемы в плане коммуникации, а потому нередко беззащитных. Подписанное Соглашение – реальный шаг к решению этих проблем. Мы искренне благодарны заместителю начальника ЦУКС ГУ МЧС России по РМ полковнику внутренней службы Иреку Касимовичу Мишаеву, который не только ответил на все наши вопросы, но и дал тут же использовать сотовый номер МЧС для связи с глухими. Получилось!..
Ольга Зубаровская,
председатель Мордовского РО ВОГ