Имя Павла Родионова в мире глухих давно на слуху, а в прошедшем 2016 году с ним оказалось связано немало событий. Главный информационный повод – это “Евровидение”, но и кроме знаменитого музыкального конкурса у Родионова состоялась масса новых реализованных проектов и съемок. Перед наступлением 2017 года мы поговорили с режиссером, актером и ведущим о том, в каких направлениях развивается его деятельность. И, конечно же, как он все успевает.
Интервью проходит в гримерке Театра мимики и жеста – в перерыве между репетициями. Павел периодически хватается за телефон, чтобы настрочить сообщение, и объясняет:
– Завтра приедет съемочная группа из Канады, из телекомпании H3, я их сопровождаю и помогаю в организации и проведении съемок. Мы с ними делали ранее совместный проект, посвященный историческим глухим личностям: какие-то из них широко известны, какие-то – не очень, хотя они совершали необычные поступки и проживали яркую жизнь. Сейчас канадцы задумали цикл интервью с глухими, добившимися успеха в сегодняшнем мире. И первой страной для зарубежной командировки выбрали Россию. Я договариваюсь об оборудовании – куда привезти, как…
– Павел, прошедший год у Вас выдался очень насыщенный – даже просто перечислить пальцев на руках не хватит…
– Действительно, с каждым годом все больше событий происходит. Вот сейчас репетицию закончили, завтра – спектакль, потом новогодние мероприятия готовим, а затем можно будет отдохнуть.
– В этом году театр также ездил на гастроли?
– Да, их было не меньше, чем в прошлом году. В связи с 90-летием ВОГ особенно вырос спрос на артистов, нас приглашали стать частью праздничных программ в регионах. Ездили в Швейцарию, выступали и в России – Казань, Челябинск, Тверь, Сочи. Конечно, много выступали и в Москве.
– В Сочи Вы успели и клип снять?
– Совершенно верно, “Бумажный змей”. Солнце, великолепные горы, воздушный змей… Мы прекрасно поработали, видеоролик вышел красивым, заряжает массой положительных эмоций. Людмила Михайловна Семушева, директор санатория “Маяк”, очень любит жестовое пение, получает от этого огромное удовольствие – и давно мечтала сделать тематический клип. Все-таки она много лет участвует в жюри всероссийских конкурсов концертных программ ВОГ, это тоже постоянная творческая подпитка… Но снять клип никак не решалась.
Только в год 90-летия ВОГ, на волне подготовки к юбилею организации, Людмила Михайловна решила и от себя сделать вклад в праздник. Мы договорились, и я совместил гастроли с очередными съемками. От своего имени хочу поблагодарить Роберта Фомина и Николая Чаушьяна за помощь в создании “Бумажного змея”.
– Вы не только продолжаете режиссерскую практику, но и становитесь рассказчиком на серьезные темы.
– Да, в этом амплуа принял участие в двух проектах ВОГ – перевод Конвенции ООН по правам инвалидов на русский жестовый язык и серия видеороликов на тему финансовой грамотности. На первый проект ВОГ получил грант от Управления верховного комиссара по правам человека в ООН, и под руководством Максима Ларионова, начальника отдела социальных программ и проектов ВОГ, я подготовил и реализовал весь процесс съемок.
Конвенция – это важный инструмент для информирования глухих об их правах и возможностях. И ссылка на наши ролики размещена на официальном сайте ВФГ, наряду с переводами на другие языки.
Партнером второго проекта выступил один российский банк, и мы сняли одиннадцать роликов, посвященных различным аспектам финансовой грамотности, возможностям для глухих пользоваться банковскими услугами, разными финансовыми инструментами, брать кредиты.
– И, конечно, “Евровидение”.
– Я мечтал об участии в знаменитом международном конкурсе с детства. Не знал, как это может получиться, но мечтал. И ощущения от того, что это осуществилось, это происходило, – непередаваемые. Несмотря на некоторые напряженные моменты, все перекрывает позитив – общее колоссальное впечатление, невероятная атмосфера, новые друзья… Я был счастлив, что выиграл конкурс среди переводчиков на международный жестовый язык и попал на “Евровидение”!
– А с Сергеем Лазаревым Вам удалось познакомиться?
– К сожалению, нет. Мои съемки проходили раньше основного этапа конкурса. Но мне было очень приятно увидеть затем в инстаграме у Сергея, что он выложил видео с моим переводом на ЖЯ и написал благодарственные слова! Значит, он узнал, кто его переводил, и, возможно, мы еще познакомимся.
– И еще Музей “Гараж” пригласил Вас к участию в создании видеогида на жестовом языке – можно сказать, стать лицом и руками самостоятельных экскурсий для глухих…
– Да, это тоже был интересный опыт. Стало ясно, что не так легко воспроизводить на жестовом языке тексты, связанные с искусством. В рамках этого проекта я сам много нового узнал. И после этого появился интерес поучаствовать в программах “Гаража” более активно. Так я стал участником курса подготовки глухих экскурсоводов и теперь изучаю организацию музейной работы, современное искусство. Думаю, это будет замечательное новое направление деятельности.
– При таком напряженном графике как Вы организуете свой отдых?
– Я привык к такому ритму деятельности – много работаю, зачастую мало сплю, а потом уезжаю на отдых на две недели – и отключаюсь полностью, не думаю о делах и проектах, становлюсь вне доступа. Полная перезагрузка. Раза два в год стараюсь так делать, это для меня лучший способ отдохнуть.
А потом уже приезжаю – и принимаюсь за новые проекты, распределяю свое время.
– Как Вы думаете, мечты сбываются? О чем мечтаете сейчас?
– Да, я думаю, что это так. Я каждый день живу настоящим. Стал актером, потом режиссером – и все идет по нарастающей. Все складывается само собой, развивается, всего становится больше и интереснее. Меня захватывает бурная деятельность, я постоянно в движении, с головой в проектах. Один заканчивается – начинается другой… Хотя, наверно, есть после “Евровидения” новая мечта. Я хотел бы оказаться на одной сцене с Сергеем Лазаревым, переводить его.
– Павел, что Вы еще хотите добавить к нашей беседе?
– Все, что я делаю в жизни, было бы невозможно без помощи родных и друзей. Поэтому спасибо им огромное за то, что верят в меня и поддерживают во всех начинаниях!
Текст: Тамара Шатула
Фотографии предоставлены Павлом Родионовым