В Москве 13 мая прошел городской конкурс мастеров жестового рассказа (или сторителлеров, как их называют за рубежом). По большому счету, он проводится не впервые: начало было положено в 2012 году, когда в Театре мимики и жеста по инициативе главного редактора журнала “ВЕС” Виктора Паленного 9 первопроходцев выступили перед столичной публикой. А в 2015 году в рамках Всероссийского фестиваля жестового языка состязались и сторителлеры, но вместе с артистами других жанров.
А теперь Московское городское правление ВОГ (председатель Владимир Базоев) решило сделать столичный конкурс мастеров жестового рассказа регулярным и ежегодным. Хорошее дело! На просмотр отборочной комиссии был прислан 61 видеоролик, из них отобрали 18 номеров. Поскольку номинаций было три (классика жестового рассказа, детские истории, сценическая проза), то некоторые участники выступали не раз.
На мой взгляд, конкурс удался, был интересным и полезным для развития этого жанра. Хотя до Московского многофункционального культурного центра на Ярославском шоссе, где проходил финал, добираться оказалось далеко. Не буду перечислять все выступления и лауреатов, остановлюсь подробнее на трех моментах конкурса, оставивших у меня сильное впечатление.
Первый – рассказ Нины Марийсовой “Кукла”. Реальная история из жизни глухого человека, из детства самой артистки, когда после Великой Отечественной войны был дефицит детских игрушек. Единственная кукла в детском саду переходила из рук в руки. Как маленькая девочка мечтала о своей кукле! Как она умоляла маму купить ей вожделенную игрушку! А в магазинах тоже кукол не было, да и денег в семье не хватало.
У Марийсовой получился редкий сплав артистизма и очень ясного, хорошо понятного жестового исполнения. Зрители не просто были захвачены рассказом, но и глубоко сопереживали Нине. Простая история трогает до глубины души. И не случайно Марийсовой достался приз зрительских симпатий, вдобавок к 1-му месту, которое ей присудило жюри в номинации “Детские истории”. Думаю, такие выступления долго не забываются.
Второй момент. Несколько неожиданной оказалась общая победа Екатерины Сторожевой – жюри вручило ей Гран-при. Но как прокомментировал это решение председатель жюри Виктор Паленный, “Екатерина успешно выступила в двух номинациях, причем в одном из рассказов она удачно подчеркнула значение жестового языка, который она назвала “великим и всемогущим”.
И в самом деле, обе истории, рассказанные Сторожевой, были поданы наглядно и вызвали эмоциональный отклик. Особенно вторая – как во время Сурдлимпиады в Риме глухая туристка у Колизея наглядно доказала своей слышащей спутнице, в чем преимущество жестового языка и его объединяющая сила в общении с глухими из разных стран мира. И финальный штрих – цитата из Тургенева о великом и могучем… Зрители приняли этот вывод на “ура”!
И третье… Пока жюри в жарких спорах обсуждало приоритеты, на сцене вне конкурса развлекали публику Галина Гаврилова, зам. председателя МГО ВОГ, а также асы сторителлинга – москвичка Маргарита Башарова и Людмила Герман из Питера, блиставшие в прошлом году на Всероссийском фестивале в Севастополе. Все они выступили эффектно, но особо хочу выделить рассказ Башаровой о давней поездке в Узбекистан и приключениях в этой стране. Какие страсти, какие жесты! У Маргариты определенно есть талант преподносить истории из своей жизни как захватывающие триллеры с саспенсом и катарсисом (многие помнят ее историю о сопровождении глухих иностранцев на Сурдлимпиаду в Ханты-Мансийске). Будем ждать новых серий в ее исполнении!
Василий Скрипов
Фото – Владимир Чернявский