Уже шесть лет нет с нами замечательного неслышащего художника Антона Куманькова.
Он ушел из жизни 3 августа жарким летом 2010 г., запомнившимся москвичам пожарами и смогом. Не выдержало сердце.
Но о художнике помнят. В этом году был хороший материал о нем журналиста Юрия Роста в “Новой газете”. А эти заметки я написал для журнала “ВЕС” пять лет назад. Жалею, что мало общался с художником лично, познакомился с ним всего за пару месяцев до его преждевременной смерти. Антон почти не пользовался жестами, но все отлично понимал по губам. И разговаривать с ним было легко и интересно. Договаривались встретиться и более обстоятельно побеседовать, мне уже тогда хотелось написать о его творчестве, но не получилось…
Несколько лет назад мне попалась в руки детская книга рассказов писателя Василия Белова и стихов Николая Рубцова. Этот сборник, объединивший под одной обложкой стихи и прозу, прекрасно проиллюстрировал художник Антон Куманьков. Я с большим интересом рассматривал иллюстрации, потому что знал, что Антон – с детства не слышит. О нем мне рассказывала живописец и модельер Галина Валиуллина, которая училась с Антоном в одной художественной школе, а потом и в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова.
В этой книжке есть строки:
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
Стихотворение помещено на целом развороте сборника, и Антон проиллюстрировал его видом заснеженной северной деревни, где на одном берегу реки стоит мальчик, восторженно ловящий снежинки, а на другом берегу – вышедший из леса лось. Рисунки и акварели животных в этой книге получились очень выразительными.
А еще есть книга “История дома”, где рассказана история, как Антон рисовал портреты детей из одного подмосковного детского дома, и собраны его лучшие работы этой серии. Художник почувствовал беду и одиночество детей, оказавшихся без родителей, как свои собственные. Портреты различны – часто без всякого сюжетного фона, и почти на каждом живут своей глубинной жизнью совсем не детские глаза.
В этой книге Антон рассказывает поразительную историю, как отец нашел своего сына благодаря рисунку художника: “На портрете, опубликованном все в той же подборке, мальчика узнал отец, давно потерявший из виду след своей бывшей жены, увезшей с собой двух сыновей. Вскоре мать этих мальчиков была лишена судом родительских прав из-за хронического алкоголизма. Ребята попали в детдом… Отец немедленно мчится в Москву и здесь находит обоих своих сыновей…”
Антон Куманьков говорил: “…Каждый раз, взявшись за портрет взрослого человека или рисунки к взрослой книге, я думаю о том, много ли в этой книге или во взрослом человеке, позирующем для портрета, осталось от детства. И если много – работа идет быстро и весело… Какие замечательные люди встречаются среди детей, какие уникальные характеры, взгляды на мир, жизненные позиции! Я дружу с ними, я их глубоко уважаю…”
Антон работал в разных направлениях, это не только портреты и книжная иллюстрация, но и театр, оформление спектаклей. Осталось много портретов артистов и режиссеров, его персональная посмертная выставка, состоялась в ЦДРИ в феврале 2011 г. Мне довелось побывать на ней. Кроме избранных работ, включающих рисунки воспитанников детского дома, там были представлены портреты многих деятелей культуры современной России. Удивительно, как тонко чувствовал художник характеры своих моделей, их лица и руки предельно выразительны. Композитор Г. Свиридов будто дирижирует невидимой музыкой, лицо его вдохновенно и отрешено от окружающей действительности. Историк С. Шмидт показан на фоне книг в редкий момент отдыха. А как отличаются Е. Гоголева и А. Калягин, очевидно, увиденные Антоном в домашней обстановке! Если знаменитая артистка Малого театра безупречно одета, то режиссер театра “Et cetera”, наоборот показан в домашней одежде, но обоих объединяет сосредоточенный взгляд глаз, говорящей о сложной духовной жизни этих людей.
Отец Антона – известный художник театра Евгений Куманьков, также создавший прекрасные графические листы, отразившие облик Москвы 60-70-х гг. прошлого века. Сыну признанного мастера утвердить себя в искусстве одновременно труднее и легче, чем обычному одаренному юноше. Труднее, потому что необходимо найти свою манеру, свой стиль, не похожий на отцовский… У Антона это получилось. А легче – ну, в нашем мире пока действуют знакомства и связи, и даже заказы на картину или оформительские работы получить проще… Хотя и здесь Антону удавалось находить свой путь, вспомним его серию работ из детского дома.
Антон умел дружить – и не только с детьми, но и со своими ровесниками. Галина Валиуллина вспоминает: “С Антошей учились в одной школе, но он опережал меня на два класса, потому что по возрасту старше меня на два года. Для меня он был как старший брат. Помогал решать задачки, если я была в затруднении. Опекал и защищал от наших школьных хулиганов. Его неисправимый оптимизм очень поддерживал в трудные моменты, когда я “плакалась ему в жилетку”. Он помогал решить мои проблемы, умел успокоить и при этом приговаривал: “Все будет х’оккей!”. В институте он сохранял все свои тетрадки с лекциями и конспектами, которые после окончания своего курса передавал, как он говорил, мне по наследству. И никогда не забывал день моего рождения. А жестового языка он почти не знал, ведь учился все время со слышащими ребятами. Но мы прекрасно понимали друг друга по губам.
Антоша был большим мастером портрета. Во всех его работах независимо от того кого он рисовал – людей или животных – главную роль играли глаза портретируемых. Он не только иллюстрировал детские книги, но и писал портреты большого размера на бумаге. Его излюбленной техникой была цветная пастель, которой он владел виртуозно”.
А вот что рассказал друг Антона, глухой физик Ильдар Ибрагимов: “Еще до школы мы вместе занимались раз в неделю у сурдопедагога Лидии Виноградовой дома. Помню, что мы даже вместе рисовали. А через несколько лет Антон стал серьезно заниматься графикой и с ним уже невозможно было конкурировать. Антон постоянно приглашал меня на свои персональные выставки. Все его работы отличаются теплотой, искренностью, правдивостью и имеют большую положительную энергетику, так как автор старался вкладывать в них душу…
С Антоном мне было очень приятно общаться, меня привлекала его доброта и отзывчивость. Он располагал к себе раскованностью и непринужденностью.
Был большим эрудитом. С ним было интересно разговаривать на любые темы. Широте его кругозора способствовали и его интеллигентные родители Евгений Иванович и Марианна Владимировна, брат Никита. Особенно мы любили обсуждать спортивные новости. Мы вместе ходили на соревнования Олимпиады-80… Он не терпел никакой фальши, обмана. И был очень чувствительным, легкоранимым человеком…”
К Антону Куманькову заслуженно пришло признание. В 1997 г. ему присудили премию Британского совета за лучшее оформление современной английской литературы. В 2002 г. художник получил почётный дипломом Академии художеств России за серию портретов современников. В 2008 г. он стал лауреатом премии “Общественное признание” города Москвы в номинации “Человек года”. А еще через год вышел его большой альбом репродукций “Благослови детей и зверей”, где сам Антон рассказывает о своем творческом пути… Работы Антона Евгеньевича Куманькова находятся в частных галереях в России и многих зарубежных стран. Но сколько бы еще он успел сделать…
Ярослав Пичугин