2 августа москвичи и гости столицы имели возможность послушать лекцию Аркадия Белозовского на тему “Слышащий ребенок – родители глухие”. Лекция состоялась в Московском доме общественных организаций, у станции метро “Рязанский проспект”. Несмотря на жаркую летнюю погоду в Москве в тот день, в зале собралось более ста глухих и слышащих зрителей, все с воодушевлением слушали глухого докладчика из Америки, выступавшем на великолепном русском жестовом языке. В этой статье хотелось бы рассказать о лекторе, а главное – подробно осветить основные моменты этой полезной лекции.
Большинству из наших читателей знакомо имя Аркадия Белозовского. Уроженец украинского Харькова, эмигрант третьей волны из СССР в США (1986-1999), в недавнем прошлом преподаватель престижного университета Брауна, ныне он – лектор, часто выступающий за пределами США.
Лекция началась с демонстрации видеороликов, где американские дети и подростки на хорошем жестовом языке пели: “Я сначала не хотел туда идти, но теперь я здесь! И я хочу плакать и радоваться! Мы дети-CODA! Мы любим CODA!” Далее зрителям были показаны фрагменты свидетельств слышащих детей глухих родителей, которые рассказывали, как использование второго родного языка – жестового – укрепило их уверенность в себе и сплотило внутрисемейные связи. Аркадий Белозовский представил всем присутствующим организацию CODA. Международная организация CODA (Children of Deaf Adults) – Дети глухих родителей, была создана в 1986 году в США, и сегодня она существует во многих странах мира; в Великобритании, например, она называется “Слышащий: мама и папа глухие” (Hearing, Father-Mother Deaf). Слышащие дети глухих родителей (далее дети-CODA) рождаются в семьях во всех странах мира, и проблемы этих семей очень схожи.
Глухие родители слышащих детей. Какие они? В большинстве своем, они жертвуют своим благополучием и искренне желают обеспечить своим слышащим детям достойную жизнь. В глубине души они гордятся своим ребенком: “Он слышит, он будет лучше и успешнее меня!” Но эти родители (особенно те из них, кто родился в семьях слышащих) совершают несколько больших ошибок. Вот некоторые из них: родители, по разным причинам, не обучают своих слышащих детей жестовому языку, лишая самих себя в будущем комфортного общения с ними. Родители разговаривают с детьми голосом, приглушенным, грудным, или наоборот, высоким фальцетом, короче, как могут… И порой стесняются говорить с детьми на жестовом языке. Часто такое происходит под влиянием запрета со стороны слышащих родственников, логопедов, учителей: “Не машите руками с ним! Ваш ребенок нормальный! Голосом объясняйтесь с ним! Иначе он у вас и в три года не заговорит!” И их подрастающие дети-CODA, так и не познав родного языка отца и матери, довольно быстро уходят в мир слышащих людей, неизбежно вскоре теряя связь с родителями… А ведь есть и другой путь. С самого детства глухие родители могут обеспечить естественный мощный канал связи со своими слышащими детьми, если будут общаться на своем родном языке – на жестовом! На самом деле не так страшно, если ребенок-CODA начнет говорить голосом чуть позже, чем остальные дети. Наверстает позже обязательно!
Далее лектор рассказал еще о других предрассудках глухих родителей, перечислил яркие примеры, когда они не всегда правильно поступают по отношению к своим слышащим детям. Одной из грубейших ошибок является убеждение родителей, что их ребенок, повзрослев, обязательно должен выбрать профессию переводчика. На самом же деле, это не правильно и не гуманно – вот так заранее и категорично определять область будущих профессиональных интересов своего слышащего ребенка. Ведь существует великое множество разных сфер деятельности. И выбор будущей профессии все-таки должен остаться за самим ребенком.
Существует еще одна распространенная ошибка: глухие родители под влиянием разных факторов часто отдают своих детей на воспитание и обучение ближайшим слышащим родственникам, которые говорят. “Вы же не слышите, как он ночью спит! Вы никогда не сможете быть хорошими родителями!”. И ребенок фактически почти насильно отрывается от общения со своими глухими родителями; бабушки и дедушки, которые забирают внуков к себе, воспитывают детей-CODA по своему усмотрению, так, как считают правильным. Но разве это хорошо – отнимать ребенка у его собственных родителей?! Иногда бывает так, что ребенок, по настоянию тех же сердобольных родственников, пребывает в распоряжении специалистов. “Он же у вас плохо говорит, ему круглосуточно нужен логопед!” Из-за этого сокращается время, когда ребенок-CODA находится рядом с родными мамой и папой, в кругу своей семьи.
Аркадий Белозовский также рассказал о том, с какими трудностями – или даже видами угнетения, если хотите! – приходится сталкиваться большинству глухих родителей. Один из примеров дискриминации – это аудизм (этот термин введен в оборот в США более 40 лет назад). В России же этот термин в новинку до сих пор. Аудизм – это убеждение в том, что жизнь без слуха бесполезна и ничтожна, что сама потеря слуха – большая трагедия, а поэтому глухие люди должны прилагать всевозможные усилия, чтобы стать похожими на слышащих людей. Аудизм – это мнение, что кто-то превосходит других в силу способности слышать или вести себя подобно слышащему человеку. Этой точки зрения придерживаются аудисты – “устные” переводчики (осуществляющие перевод на КЖР), администрация школ для глухих, логопеды, отоларингологи и другие специалисты. Аудистов легко заметить по тому, как принципиально они избегают культуры глухих и применения жестового языка.
Лингвицизм (еще один термин, используемый Белозовским) – вот еще одна форма дискриминации, когда формирование суждений о здоровье, образовании и социальном статусе, и других характеристик других людей происходит на основании их владения языком. То есть когда во главу отношений ставятся некие языковые возможности собеседника (наличие или отсутствие акцента, обширность или бедность словарного запаса, умение или неумение правильно поставить ударение в слове, умение синтаксически верно выстроить предложение и т.д.). Лингвицизм является одной из форм предубеждений и стоит в одном ряду с расизмом, сексизмом, дискриминацией по возрастному принципу. “Лингвицисты” оценивают человека по его способности говорить на других языках, таких людей видно по тому, что они склонны серьезно воспринимать собеседника только в том случае, если у него “грамотный письменный (или устный) язык”. (Например, к кому-то, говорящему, скажем, на корейском языке, во Франции будет, скорее всего, другое, более прохладное отношение, нежели к тому, кто говорит в той же Франции на французском языке.)
К сожалению, практика показывает, что во многих странах мира глухие часто становятся жертвами этих двух видов дискриминации. Они часто не только не способны противостоять и победить эти стереотипы окружающих, но зачастую просто молчаливо смиряются с таким отношением. И напрасно! Конечно, как ни крути, многое зависит от позиции общества, от его зрелости. Преодоление стереотипов также зависит от внутреннего выбора самих глухих. Прежде всего неплохо бы, чтобы глухие родители сами отбросили вредные стереотипы о себе, разобрались, что важно или неважно для сохранения связей с собственным ребенком! Кто их в этом поддержит?
Цель организации CODA – помочь и слышащим детям, и их глухим родителям. Организация подчеркивает важность сохранения связей “родитель–ребенок”, проводит множество обучающих конференций и семинаров на разные темы. Куда родители могут водить своих детей в свободное время? На каком языке рассказывать сказки своему слышащему ребенку? Какие материальные или духовные ценности нужно привить своему ребенку? Глухих родителей и слышащих детей учат радоваться общению и ценить совместное времяпровождение, особенно при том, что всегда есть “враждебные силы”, тому препятствующие, внешние или внутренние.
Организация CODA провозглашает, что самая главная задача родителей состоит в том, чтобы научить своего слышащего ребенка жить в двух мирах – в большом слышащем мире и в малом мире глухих. Дети-CODA могут быть прекрасно и гармонично развитыми билингвами (или даже полиглотами, если выучат третий или четвертый языки).
На конференциях и семинарах CODA слышащие дети общаются и свободно поют на жестовом языке. И это очень хорошо! Проводятся психологические семинары и тренинги, летние школы и лагеря. Очень полезно общение разновозрастных детей-CODA, деликатное обсуждение личного опыта. Публикуются в печатном виде, снимаются на видео автобиографии таких детей. В последние годы в мире – настоящий бум психологических и социолингвистических исследований по этой проблематике.
Слушателей лекции Аркадия Белозовского поразило, что в некоторых странах государство или некоммерческие организации, осознавая, что эти проблемы существуют, специально занимаются этим вопросом, создаются специальные курсы для детей и их глухих родителей. Там родителей учат не бояться ничего, везде с собой водить своих детей, с удовольствием общаться с ними на жестовом языке. Словом, жить полноценной жизнью любого нормального родителя: ходить на рыбалку, проводить семейные вечера с детьми за круглым столом, устраивать пикники, походы в разные интересные места. В клубах CODA родители учатся растить билингвов, а дети-билингвы учатся ценить и любить своих глухих родителей.
Слышащие дети глухих родителей (дети-CODA) – явление малоизученное с социальной, экономической, психологической и иных точек зрения. Они есть в любой стране, но об их проблемах часто умалчивается. Многие из таких детей имеют различные психологические травмы. Начать хотя бы с того, что они с детства слышат негативные высказывания недоброжелательно настроенных слышащих окружающих людей. Против их глухих родителей ополчился весь мир: “Твои мама и папа тупые, неграмотные, некультурные!”. Конечно, не обо всех случаях таких словесных и иных унижений дети сообщают своим родителям. Дети не чувствуют себя защищенными, зачастую не имеют уверенности в самих себе, в своем будущем. Далее, некоторые дети-CODA становятся сверхбдительными, сильно переживают за безопасность жизни своих глухих родителей. Вдруг мама и папа не услышат сигнала поезда или машины? Вдруг глухие родители не успеют сориентироваться во время теракта? Кто им сообщит о необходимости эвакуироваться из здания?..
Детям-CODA нужно объяснять, что переживают их глухие родители, как они пытаются отстаивать свои права. Глухие родители, например, не всегда умеют правильно спорить (в отличие от большинства слышащих). Но это не значит, что они плохие родители. Просто глухие не научены этому, как правильно вести и выиграть спор. И потому они чаще выглядят не в самом лучшем свете. По мнению слышащих “специалистов-аудистов”, глухие родители или чересчур пассивны, или наоборот слишком агрессивны. Про них часто говорят, что те не умеют справляться со своим собственным гневом по поводу какой-либо несправедливости. Из-за этого глухие фактически автоматически попадают в разряд угнетенных, они не всегда бывают уверены в себе. (Так же неуверенно себя чувствует, пожалуй, любой слышащий человек, пришедший в клуб глухих.)
Дети-CODA очень часто имеют опыт изоляции и отвержения со стороны слышащих сверстников, чувствуют себя среди них некомфортно. Жалея своих родителей, эти дети, уходя от открытого обсуждения с ними своих проблем, замыкаются в себе, уходят от них всё дальше и дальше. Иногда ребенок-CODA вдруг демонстративно перестает общаться на жестовом языке, и бедные родители переходят на общение с помощью “чтения с губ”. Нормальные семейные связи нарушаются.
Дети-CODA в детства вынуждены выслушивать множество глупых и нетактичных вопросов по поводу глухоты своих родителей.
– Вау! Так ваши родители могут понимать шрифт Брайля?!
– Когда-то у меня была глухая собака!..
– Твои родители глухие?! Это так здорово… Ну не круто, но…
– Что это значит на жестовом языке? (собеседник бессмысленно крутит руками перед собой).
– Твоя мама не может водить машину, раз она глухая, да?!
– Скажи мне что-нибудь на жестовом языке.
– Когда люди зевают, то твои родители думают, что они орут, да?
Лектор подчеркнул, что на самом деле дети-CODA могут и должны наслаждаться преимуществом, которое им дает знание двух языков и культур “двух миров”. Такие дети, при условии своевременного получения поддержки и необходимой минимальной консультации, способны правильно реагировать на несправедливость, проявлять зрелость, уверенность в своих силах, стать ответственными и гармонично развитыми людьми. Дети-CODA имеют право изучать в школах и вузах предмет “жестовый язык”. (Кстати, в некоторых странах такая возможность им предоставляется.)
Слышащие дети не обязаны чуть ли не с младенчества отстаивать права своих глухих родителей, для этого есть соответствующие структуры и службы в любом правовом государстве – центры переводческих услуг, полиция, родительские клубы и комитеты, управляющие советы учебных учреждений. Дети-CODA могут и обязаны сообщать своим родителям о своих проблемах. Но защищать семью, самих себя и своих детей, глухие родители должны самостоятельно. Ребенок не сможет вырасти нормальным, если его с детства натравливают на обидчиков своих родителей, чтобы решать все проблемы семьи, учебы, работы и т.д. У ребенка-CODA, как и всех детей, должно быть счастливое детство. Несмотря ни на что.
После выступления лектора на сцену поднялись две женщины – Людмила Белякова и Марина Чернова. Оказалось, что они – взрослые слышащие дети глухих родителей. Обе поведали, что прошли путь, знакомый многим детям-CODA, и обе, благодаря поддержке родителей, состоялись как образованные и интересные люди в обществе. Людмила Белякова и Марина Чернова высоко оценили лекцию и поддержали идею создания организации CODA-Russia. Эту мечту разделяют многие глухие родители слышащих детей в Москве. Именно москвичи-энтузиасты помогали организовать нынешнюю лекцию глухого американца в России. Да и в других городах страны, без сомнения, есть заинтересованные. Что ж, да здравствует, CODA-Russia!
Лекция Аркадия Белозовского длилась более четырех часов, талантливый оратор держал зрителей в постоянном эмоциональном напряжении. Несмотря на то, что у присутствующих не было единого мнения о самом лекторе и его стиле (не дает готовых рецептов, а лишь указывает на проблемы), никто из слушателей не вышел из зала до окончания лекции. Большой опыт публичных выступлений докладчика, а также хорошее чувство юмора импонировали. Тема была, безусловно, актуальна, ситуации до боли знакомые. Невольно подумалось: изголодался наш люд по таким просветительским лекциям, мало среди глухих лидеров в России талантливых докладчиков, могущих так заводить и вести за собой людей, как Аркадий Белозовский. А, впрочем, где же наши специалисты? Может быть, придет время, и наши лекторы заговорят со сцен и трибун?!
Людмила Жадан
Подробности о Международной организации CODA можно посмотреть на сайте.