Как ВОГ защищает право глухих детей на жестовый язык
В России РЖЯ признан на государственном, законодательном уровне. И после Международной лингвистической конференции, которая была проведена весной этого года в Москве, появилась уверенность в том, что русский жестовый язык (РЖЯ) действительно обретёт в нашей стране довольно крепкие позиции.
ВОГ давно поднимал проблемы использования жестового языка в школах для глухих и слабослышащих, а на последнем круглом столе, где обсуждались ФГОС, было принято решение привлечь экспертов Московской организации глухих учителей (МОГУ)…
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
3 сентября представители ВОГ Владимир Базоев, Максим Ларионов, Лариса Велижанская и члены МОГУ Марина Аврина, Дмитрий Алексеевских, Людмила Жадан приняли участие в Круглом столе по вопросам обсуждения проектов ФГОС начального образования для обучающихся с ОВЗ. С нами работала переводчик жестового языка Мария Кириллова.
Из присутствовавших на Круглом столе можно выделить известных ученых и педагогов, много лет работавших с глухими и слабослышащими: Эмилию Леонгард, Елену Малхасьян, Ирину Соловьеву, Елену Яхнину.
Выступление Ирины Соловьевой
Сейчас в школах очень ждут разработки ФГОС для детей с нарушениями слуха. В настоящее время обучение глухих детей идет почему-то по общим ФГОС (для общеобразовательных школ), которые никоим образом не учитывают ни психофизиологических особенностей детей с нарушениями слуха, ни их особых потребностей (например, в звукоусиливающей аппаратуре, в коррекционной работе). Именно по ФГОС теперь определяют качество образования тех или иных детей. В конце года эти специальные ФГОС должны быть утверждены. Новый их вариант для неслышащих детей предусматривает вариативность их обучения. По этим стандартам детей можно учить как в системе инклюзивного образования, так и в системе коррекционного. При этом есть варианты, которые предусматривают обучение неслышащих детей со сложной структурой дефекта. В новом ФГОС четко прописывается, какие учебные предметы должны будут изучать наши дети, определяется учебный план, каковы наполняемость и состав класса, какие педагоги должны работать с этой категорией детей, и какие требования должны предъявляться к профессиональной компетенции педагогов.
Татьяна Соловьева
Сначала выступили разработчики специальных ФГОС: декан дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета Татьяна Соловьева (ФГОС для глухих детей), профессор кафедры сурдопедагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Ольга Красильникова (ФГОС для слабослышащих и позднооглохших). Они рассказали о том, какие замечания и предложения были внесены в последние редакции ФГОС.
После выступления каждого разработчика были прения, где присутствующие уточняли некоторые моменты и вносили свои предложения. Представители «мира глухих» не остались в стороне.
Ольга Красильникова
Дмитрий Алексеевских попросил заменить негуманно звучащее словосочетание «нормально развивающиеся сверстники» на «сверстники без нарушений развития».
Максим Ларионов выступил с предложениями, которые разработал ВОГ совместно с МОГУ. В предложении ВОГ особый акцент делался на включение в начальное образование детей с нарушениями слуха учебного предмета «Русский жестовый язык». РЖЯ достоин включения в школьную программу как отдельный предмет, так как к тому есть предпосылки:
– успех прошедшей Международной лингвистической конференции, посвященной жестовому языку глухих,
– принятие Федеральный закон о статусе РЖЯ.
В то же время ВОГ обеспокоен тем, насколько глухие школьники владеют РЖЯ. Качество владения РЖЯ у многих глухих школьников очень низкое. Поэтому такой предмет жизненно необходим глухим для дальнейшей социализации.
Воговцы просили уважаемых разработчиков ФГОС о включении в программу начальных классов предмета «История и культура глухих», что будет способствовать развитию самосознания детей с нарушениями слуха, их самоидентификации. Этот учебный предмет позволит глухому ребёнку глубже понять свою самобытность, даст возможность познакомиться с талантливыми неслышащими людьми, успешно реализовавших себя в обществе. В предложениях ВОГ было уделено внимание квалификационным требованиям, предъявляемых педагогическим и иным работникам, которые взаимодействуют с детьми, имеющими нарушения слуха. В частности, независимо от формы образовательного учреждения они должны владеть русским жестовым языком на должном уровне, а также обладать знаниями об истории и культуре общества глухих.
Людмила Жадан сослалась на личный опыт (она успешно применяет РЖЯ в воспитании и обучении своих глухих детей-школьников). Она также обратила внимание на то обстоятельство, что ЖЯ сейчас по закону приравнен к так называемым языкам национальных меньшинств. Если считается, что, например, в Башкирии наряду с русским языком в школьной сетке часов есть место и для изучения башкирского языка, то почему бы не сделать то же самое в отношении РЖЯ?
Асы отечественной сурдопедагогики согласились с тем, чтобы предмет «История и культура глухих» включить в программу начальных классов школ. Но воспротивились предложению о включении РЖЯ во ФГОС.
Кстати, точку зрения ВОГ поддержали ведущие Круглого стола, обратив внимание присутствующих на то, что ВОГ пытается решить социальную, не менее важную, задачу образования.
Под занавес заседания было предложено собраться на совещании рабочей группы в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) на следующий день.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Во встрече рабочей группы, состоявшейся 4 сентября в МПГУ, приняли участие Владимир Базоев, Максим Ларионов и Людмила Жадан (со стороны ВОГ), Татьяна Соловьева, Ирина Соловьева и Алевтина Кроткова (со стороны сурдопедагогов).
На встрече было отмечено, что на сегодняшний день отсутствует систематизация всего того, что есть по проблемам использования ЖЯ в образовании. Значит, необходимо провести научно-исследовательскую работу (НИР).
В ходе совместного обсуждения был составлен проект НИР. Его цель: повышение качества образовательных услуг для лиц с нарушениями слуха. НИР должен обосновать использование РЖЯ в образовательной организации при обучении детей с нарушениями слуха. Задачами НИР будут анализ состояния образовательных услуг для лиц с нарушениями слуха в России и за рубежом, разработка методологии включения русского жестового языка в непрерывное образование лиц с нарушениями слуха с позиции социокультурной идентичности, разработка современных технологий использования русского жестового языка в образовательном процессе. Скорее всего, в ближайшее время, будут созданы экспериментальные площадки в школах, где в образовательном процессе введут уроки по РЖЯ. Ученые будут исследовать, как РЖЯ будет влиять на качество образования неслышащих детей. Процесс этот долгий. Нам же пока остается ждать результатов.
Стремление «протолкнуть» во ФГОС наш РЖЯ с первой попытки не удалось. Но зато круги по воде пошли. Консервативное научное сообщество свои позиции сдавать не собирается, но всё же кое-что восприняло. Надеемся, что всё-таки учебным предметам «РЖЯ» и «История и культура глухих» в школах быть! Не сомневаемся в успехе НИР и дальнейшее продвижение в вопросах обучения и воспитания детей с нарушениями слуха! Время – вперед!
Дмитрий Алексеевских
Людмила Жадан
P. S. Учитывая результаты Круглого стола, в проекте Межведомственного комплексного плана на 2014-17 гг. по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами с ОВЗ запланирована разработка и экспериментальная апробация научно-методического обеспечения использования РЖЯ в рамках освоения адаптированной основной образовательной программы начальной школы для глухих. По итогам этой работы в ноябре 2015 г. планируется провести совместно с ВОГ Всероссийский семинар. Одновременно такое же начинание коснется и системы высшего профобразования людей с нарушением слуха. То есть будет проводиться научно-методическое обоснование и использования РЖЯ в вузах, где учатся неслышащие. Этому вопросу будет посвящена Всероссийская конференция в декабре 2015 г.