Проблемы образования глухих обсуждались на радио «Свобода»
Вечером 7 октября офис радиокомпании «Свобода», расположенный на Большой Дорогомиловской улице, д. 14, посетила группа людей, которым небезразлична судьба образования глухих и слабослышащих в России.
Напомню, что «Радио Свобода» – это международное некоммерческое средство массовой информации, осуществляющее радио- и интернетвещание на 28 языках в 21 стране. Передачи этой независимой компании направлены на развитие демократических институтов и рыночной экономики, противодействие вражде на этнической и религиозной почве, обеспечение свободы средств массовой информации. Общий охват аудитории составляет более 24 миллионов слушателей во всем мире.
В тот вечер проводилась запись передачи «Классный час». И в студии находились: Татьяна Соловьева (директор Института Детства Московского педагогического государственного университета), Анна Комарова (директор Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой, эксперт ВФГ по образованию глухих), Максим Ларионов (юрист, начальник отдела социальных программ и проектов Всероссийского общества глухих), Людмила Жадан (педагог-филолог, мать троих глухих детей). По телефону в прямом эфире в передаче также принимали участие еще двое: Эмилия Леонгард (советник Московского института развития образования, доцент ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана) и Наталья Отдельнова (руководитель структурного подразделения Школа «Центр на Павелецкой» ГБОУ СПО города Москвы Колледж малого бизнеса №4).
Ведущая передачи Тамара Ляленкова сообщила, что среднестатистическому обывателю совершенно неизвестны проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России. И в студии зазвучали вопросы ко всем участникам передачи по различным темам, связанным с образованием. Были затронуты такие проблемы как: нынешнее положение спецшкол при взятом курсе на инклюзивное образование, доступность профессионального образования для лиц с нарушением слуха, возможности выбора будущей трудовой деятельности неслышащими учащимися, современные задачи сурдопедагогики, место жестового языка в образовании и воспитании глухих и слабослышащих детей, и другие.
По последнему вопросу, как и ожидалось, возникла дискуссия: Эмилия Леонгард настаивала на том, что жестовому языку не место в учебном процессе неслышащих детей, кроме некоторых исключительных случаев. Эксперт Всемирной федерации глухих в сфере образования Анна Комарова, напротив, утверждала, что жестовый язык необходим в образовании глухих и слабослышащих детей. Она привела успешные примеры международного опыта по использованию жестового языка в образовании глухих. Максим Ларионов отметил, что законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право родителей на выбор образовательного маршрута своего ребенка, закреплен статус отдельных образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы (коррекционные школы). В связи с этим, государство не должно развивать инклюзию за счет уничтожения системы коррекционного образования, необходимо, чтобы специальные коррекционные школы оставались в качестве ресурсных центров для инклюзивных школ. Максим также добавил, что жестовый язык имеет официальный статус в нашей стране и государство гарантирует обеспечение услуг по переводу русского жестового языка при получении профессионального образования. Татьяна Соловьева рассказала о том, что сегодня предпринимается попытка ввести предметы «Русский жестовый язык» и «История и культура глухих» во ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты). А Людмила Жадан привела примеры из жизни, подтверждающие тот факт, что жестовый язык неизбежно является средством повседневного общения подавляющего большинства неслышащих между собой. И поэтому жестовый язык не стоит запрещать в процессе образования детей с недостатком слуха, поскольку он даёт замечательное чувство комфорта, уверенности и собственной значимости неслышащим людям в любом возрасте.
Некоторое время в передаче было посвящено обсуждению вопроса о проблеме целесообразности слияния спецшкол с «массовыми» школами. Участники программы говорили о том, что в обычных школах просто нет условий для всестороннего развития и обучения детей с недостатком слуха. И сейчас необходимо сохранить наши коррекционные школы, так как за много лет они накопили великолепный опыт работы с глухими и слабослышащими детьми. И будет очень жаль, если в погоне за оптимизацией бюджетных средств этот опыт размоется при слиянии коррекционных учебных заведений со школами и детскими садами для слышащих.
В студии работал переводчик, обеспечивающий коммуникацию между глухими и слышащими участниками дискуссии. Передачу «Классный час свободы» можно посмотреть на сайте Радио «Свобода» с переводом на жестовый язык.
Людмила Жадан