Накануне переписи в Общественной палате поговорили о проблемах слепоглухих
14 октября представители профильных министерств и общественных организаций инвалидов (ВОГ и ВОС) собрались в Общественной палате Российской Федерации для обсуждения переписи слепоглухих – которая стартовала на следующий день, 15 октября.
Инициатором переписи выступил фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», который был учрежден в апреле 2014 года по решению Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (председателем которого является президент РФ Владимир Путин). Тема слепоглухих попала в поле зрения президента во время Прямой линии в 2014 году, когда ему был задан вопрос о социальной адаптации и интеграции слепоглухих.
Первым взял слово модератор встречи, председатель комиссии по социальной поддержке граждан и качеству жизни Общественной палаты РФ Владимир Слепак, который еще раз подчеркнул актуальность и важность проведения всероссийской переписи слепоглухих. «Помогая инвалидам, мы помогаем себе», – перефразировал он известный афоризм.
Далее взял слово президент фонда «Со-единение» Дмитрий Поликанов. Он показал подготовленный документальный фильм о слепоглухих (к сожалению, без субтитров), рассказал о статистике, которая хромает не только в России, но и в «развитых» странах. По его словам, тотально слепоглухих – всего 10-15% от общего числа слепоглухих. Задачей переписи является составление не только и не столько адресной базы, сколько выявление конкретных умений и навыков, а также нужд каждого слепоглухого в России. Чтобы в дальнейшем была возможность помочь не только по здоровью, если это необходимо, но и в плане социальной адаптации и трудоустройства. В этом поможет координация работы общественных организаций, министерств и ведомств – чему как раз и будут способствовать такие встречи, как эта.
Отрывок из документального фильма о слепоглухих
Кроме того, не менее важной задачей представители фонда считают информирование широкой общественности о проблемах слепоглухих. Они уже подготовили социальные ролики, которые будут запущены на центральном телевидении. В них снялись известные люди, которые сообщают о переписи и просят не оставаться равнодушными к проблеме.
Предлагаем посмотреть небольшой репортаж одного из присутствовавших на заседании в Общественной палате телеканалов, в котором Дмитрий Поликанов кратко сообщает о целях и задачах фонда. Субтитры к репортажу подготовлены ВОГинфо.ру.
Следующим взял слово Николай Дайхес – директор научно-клинического центра оториноларингологии Министерства здравоохранения РФ. Он сообщил о важном шаге, который в России сделали еще в 2008 году: сейчас 98% российских новорожденных детей охвачены аудиологическим скринингом. Это помогает выявлять проблемы на ранних стадиях и оказывать помощь на начальных этапах развития ребенка. Он также напомнил, что недавно в Ватутинках открылся Центр реабилитации для детей с нарушением слуха, где, без сомнения, можно проводить и реабилитацию слепоглухих детей.
Вице-президент ВОГ Станислав Иванов подчеркнул важность жестового языка в коммуникации и социальной адаптации слепоглухих. В своем выступлении он отметил, что Всероссийское общество глухих обеспокоено качеством предоставления слепоглухим услуг по тифлосурдопереводу. В этой связи ВОГ активно сотрудничает с Минтрудом, результатом чего стала разработка и принятие квалификационных требований к профессии «тифлосурдопереводчик».
Начальник отдела социальных программ и проектов ВОГ Максим Ларионов добавил также, что очень часто слепоглухих «сопровождают» глухие. Чтобы труд «глухих переводчиков» мог оплачиваться, необходимо внести соответствующие поправки в закон. И, конечно, в этом случае нельзя ограничивать переводческие услуги стандартными 40 часами в год.
Всероссийское общество глухих предложило более тщательно готовиться к следующим встречам – чтобы на них обязательно присутствовали представители самих слепоглухих. «Ничего о нас без нас», – процитировал Максим Ларионов Конвенцию ООН о правах инвалидов.
На встрече также выступила вице-президент ВОС Лидия Абрамова. Она подняла много вопросов, которые представители фонда тут же взяли на заметку, а по некоторым даже уже подготовили конкретные шаги решения в ходе предварительной работы.
Встреча закончилась согласованием резолюции и договоренностью о дальнейшем всестороннем взаимодействии.
Из книги «Человек из мира тишины» (В. Паленного и В. Базоева):
«…Широкую известность получили два успешных опыта обучения слепоглухих в XIX в. Один осуществлен Сэмюэлем Хоувом, воспитавшем слепоглухую Лауру Бриджмэн (Англия), другой – Энн Салливэн (США), ученица которой Эллен Келлер стала писательницей и публицисткой…
В 1909 г. По инициативе ведущих сурдопедагогов в Петербурге было создано Общество Попечения о слепоглухонемых в России. Первые слепоглухие дети обучались в Петербургском детском саду для глухонемых. История обучения слепоглухих в России во многом связана с именем тифлосурдопедагога Ивана Афанасьевича Соколянского (1889 – 1960), организовавшего в 1923 г. в Харькове школу-клинику для обучения детей, лишенных зрения, слуха и речи.
Школу слепоглухих детей в Харькове закрыли в 1938 г., педагогов обвинили во вредительстве, а три года спустя фашистские оккупанты расстреляли всех оставшихся детей: «Зачем таким жить?»
И.А. Соколянскому удалось доказать обстоятельность жестового этапа в первоначальном обучении речи: жесты, в отличие от слова, наглядно отражают предмет или обозначаемое действие, эта связь жеста с предметом очевидна для слепоглухого ребенка. Вместе с тем жест – не непосредственный образ предмета, а его обозначение; уже на основе этого обозначения можно формировать следующую ступень понятийного обозначения – слово. Соколянский создал систему обучения слепоглухих грамотной письменной речи через освоение текстов, описывающий собственную жизнь ребенка.
Большим успехом И.А. Соколянского было воспитание слепоглухой Ольги Ивановны Скороходовой (1911 – 1982), которая выросла в высокопрофессионального дефектолога, защитила диссертацию, была награжедна орденом Трудового Красного Знамени. Она – автор знаменитой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».
«…Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука – чувства трепетанье –
Я ловлю и слышу быстрою рукой…»
(О. Скороходова. Из стихотворения «Думают иные»)
В 1963 г. учеником И.А. Соколянского А.И. Мещеряковым с помощью О.И. Скороходовой удалось открыть в г. Загорске (ныне – Сергиев Посад) Московской области специальный дом-интернат для слепоглухих детей. К 1975 г. обучение в этом интернате прошло более 50 детей, 20 из которых полностью включились в жизнь и работу.
А.И. Мещеряков с помощью философа Э.В. Ильенкова организовал обучение в МГУ, на факультете психологии, четырех выпускников Загорского интерната. Все они блестяще защитили дипломы, стали научными сотрудниками или аспирантами. Наиболее известен из них доктор философских наук Александр Васильевич Суворов – автор книг «Школа взаимной человечности», «Слепоглухой в мире зрячеслышащих» и др. А.В. Суворову Президиум Международной ассоциации детских фондов в 1996 г. присудил Золотую медаль им. Льва Толстого – «За блистательный личный пример детям-инвалидам всего мира, за выдающийся пример преодоления».
Слепоглухие очень разные. Одни воспринимают только жестовую речь (руки слушающего накладываются на руки говорящего), кто-то – только дактилологию (обычная и ЛОРМ), а кому-то надо писать печатными буквами на ладони (дермография). При дактильной передаче сообщения слепоглухому его рука накладывается на руку говорящего (дактилирующего), и он с опорой на тактильные ощущения «считывает» информацию. Между прочим, сейчас в мире широко развиваются научные исследования по изучению контактного языка жестов, его отличий от визуального жестового языка, особенностей его применения и т.п.; в развитых странах в программы подготовки переводчиков жестового языка перевод для слепоглухих входит как отдельный курс. Для общения со слепоглухими используется также рельефно-точечный шрифт незрячих по системе Брайля…
Особо надо сказать о людях с синдромом Ушера, которые являются «юридически слепыми». По данным исследователей, 6-11% людей с нейросенсорной глухотой страдают серьезным генетическим заболеванием – синдромом Ушера. 50% всех слепоглухих людей составляют те, кто потерял зрения из-за последствий синдрома Ушера – наследственного заболевания, которое характеризуется потерей слуха и прогрессирующей потерей зрения (сужение поля зрения, нарушение адаптации к смене света и тени, пигментная дистрофия сетчатки глаза) и нарушения чувства равновесия. Большинтсво людей с синдромом Ушера рождаются с тяжелой степенью потери слуха. Один из симптомов поражения зрения при синдроме Ушера – ночная («куриная») слепота. Позжа наблюдается постепенная потеря бокового зрения до так называемого «тоннельного». Некоторые больные в пожилом возрасте становятся полностью слепыми…»
Для участия в переписи можно позвонить на бесплатную горячую линию 8 800 333 5000. Также сообщить о слепоглухом – родственнике, знакомом, или слепоглухому сообщить о самом себе можно на сайте слепоглухие.рф
ВОГинфо.ру