В Саратове открылась диспетчерская служба для глухих
Александр Чернов с сотрудниками диспетчерской службы
Об этом событии не хочется говорить банальными фразами, вроде: «мы так долго ждали этого дня» или «это существенный прорыв». Следует определить это как реальную, давно назревшую необходимость. Я говорю об открытии круглосуточной диспетчерской службы для людей, лишённых слуха. Намеренно не употребляю выражение в этом контексте «инвалиды по слуху», так как полагаю, что наше общество должно привыкать к пониманию того, что «инвалид» – это медицинский, а не социальный термин. Существуют люди с ограниченными физическими возможностями, и не нужно иначе их называть и относиться иначе. Да, физические возможности ограничены, но все остальные, предусмотренные государством права, должны быть РАВНЫМИ.
Для обеспечения равных возможностей в Москве, Самаре, Уфе, Ростове, Архангельске, а теперь и в Саратове в помещении Саратовского регионального отделения ОООИ ВОГ открылась и успешно функционирует диспетчерская служба для неслышащих граждан. Она работает круглосуточно и бесплатно оказывает справочно-информационные услуги глухим.
Данная служба позволяет получить глухим гражданам различную информацию. С помощью операторов – переводчиков жестового языка можно передать сообщение любому слышащему абоненту: осуществить вызов городских служб экстренной помощи, скорой помощи, милиции, пожарных, вызвать на дом врача, специалистов соцзащиты, заказать такси, лекарственные препараты, билеты на поезд и самолет и т.д. Кроме того, данный проект предполагает юридическую поддержку: через диспетчера-переводчика можно соединиться с квалифицированным юристом. Таким образом, переводчики жестового языка являются посредниками между глухим человеком и слышащим миром, осуществляя перевод с помощью интернета или видеотелефонной связи.
Несмотря на непрерывную работу государства в части обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями к различным социальным объектам, в том числе к объектам городской инфраструктуры, жизненная действительность такова, что оказавшись за пределами своих домов, глухие испытывают значительные затруднения при необходимости обращения в организации, а также при необходимости получения какой-либо справочной информации.
Оказавшись в местах общественного назначения (банки, гостиницы, больницы, железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, метро), среди большого скопления людей, неслышащие зачастую оказываются беспомощными, т.к. не всегда могут получить необходимую информацию привычным для них способом, например, на жестовом языке или в письменном виде.
Предоставляемые в настоящее время глухим людям средства и услуги по реабилитации не позволяют компенсировать потерю слуха большинству неслышащим, т.к. слуховые аппараты не могут помочь тотально глухим, а услуги переводчиков жестового языка предоставляются бесплатно только в объеме 40 часов в год, что не покрывает потребностей в коммуникации глухого человека. На данный момент большинство родственников глухих людей, специалистов социальных служб, сферы образования, здравоохранения, занятости не обладают навыками общения с глухими людьми.
При реализации проекта использованы средства господдержки, выделенные в качестве гранта Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство». Этот проект был необходим для снижения социальной напряженности среди глухих людей, так как в течении полугода глухие Саратовской области не могли воспользоваться гарантированной им государством услугой по переводу на русскоий жестовый язык за счет средств федерального бюджета в количестве до 40 часов в год – из-за отсутствия финансирования.
Открытие диспетчерской службы позволит неслышащим людям в городских и в сельских районах вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни.
Александр Чернов,
Председатель Саратовского РО ВОГ