Реабилитационный центр для слепоглухих помогает адаптироваться к новой жизни
Советую это потерявшим зрение глухим людям. Расскажу – почему.
Я не слышу с детства, воспитывалась в семье слышащих. Училась хорошо в спецшколе для глухих; увлекалась чтением, вязанием, фотоделом, плаванием и семейными путешествиями. Много лет проработала по специальности в конструкторском бюро при ВОГ. Вышла замуж, родила двоих детей. После рождения второго ребенка почувствовала ухудшение зрения. В результате обследования в глазной клинике мне поставили диагноз: пигментная дегенерация сетчатки и катаракта. Начала проходить всевозможные курсы лечения. Однако зрение всё равно ухудшалось, и я решилась на несколько операций по удалению катаракты. Но, увы… Мое зрение улучшилось лишь на время, т. к. прогрессировало неизлечимое заболевание сетчатки.
Из-за плохого зрения я перестала общаться с друзьями, стеснялась прикасаться к рукам собеседника. Предпочла домашний образ жизни и уединение. В итоге ушла в себя и стала замкнутой, но общения с друзьями и знакомыми мне очень не хватало.
И вот однажды наступила полная слепота. На меня навалилось жуткое отчаяние – не представляла, как мне жить дальше при полном отсутствии зрения и слуха, без чтения книг, газет и общения по факсу. Но благодаря усиленной поддержке моих родных я пришла в себя. Вспомнила об одном из факсов от Надежды Голован – она писала про реабилитационный центр в Волоколамске, где есть отделение для слепоглухих.
У меня появилась главная задача – овладеть шрифтом Брайля. Признаюсь, я сперва растерялась при получении толстого брайлевского букваря и перелистывала страницы с испугом. Мне рассказали, как разобраться в шрифте Брайля. В ожидании путевки в Волоколамск я стала самостоятельно его изучать, чтобы потом было легче учиться.
Отчетливо помню, как проходила адаптацию в Волоколамске. Приехала в центр, испытывая неуверенность и даже смятение. Но с первого же дня нас с соседкой, Натальей Залевской окружили вниманием и заботой сотрудники отделения слепоглухих Алла Владимировна Полывяная, Галина Дмитриевна Храброва и Нина Васильевна Фомина.
Мы прожили здесь два с половиной месяца. В центре слепоглухие проходят индивидуальное обучение, а слепые – групповое. Есть медпункт, столовая, спортивный зал с тренажерами, учебные кабинеты на втором этаже, комнаты для различных кружков, библиотека. Некоторые педагоги владеют дактильной азбукой.
Алла Владимировна – заведующая отделением – вела уроки по предмету «Средства общения». Меня с Залевской она также научила печатать на пишущей машинке слепым методом. Я с большим трудом печатала под диктовку простые тексты, а Алла Владимировна «рисовала» на моей спине улыбку в знак удачи либо улыбку вниз в знак ошибки. Потом на уроках по компьютеру с А.В. Полывяной в качестве тифлосурдопереводчика я научилась печатать на клавиатуре с помощью брайлевского дисплея. По моей просьбе мне сделали брайлевские распечатки лекций о работе с компьютером для закрепления основных знаний.
В центре также преподается домоводство, ориентирование, переплет.
Педагог по ориентированию Наталья Леонидовна Числова хорошо владеет дактилем, так что мы обходились без помощи переводчика. Я ознакомилась с макетом здания реабилитационного центра и его внутренних помещений, поэтому хорошо представила двухэтажное длинное здание с некоторыми постройками на его территории (баня, бассейн, теплица). Нас научили пользоваться белой тростью и ориентироваться как внутри центра, так и вокруг него. Для тренировки я под присмотром педагога сначала ходила по зданию, потом постепенно по всей территории (в свободное от занятий время я гуляла уже самостоятельно), а к концу учебы по городу в магазин – конечно, тоже под присмотром преподавателя. Думаю, что при полном отсутствии зрения и слуха нежелательно ходить с тростью по городу без посторонней помощи, это очень рискованно. В Москве я и сейчас не хожу по улицам одна.
На уроках по переплету нам показывали, как реставрировать старые книги, делать блокноты и тетради. В центре проводились: гимнастика и занятия на тренажерах, плавание в бассейне. В выходные были экскурсии по монастырям. Для желающих были организованы культурные мероприятия: концерты, КВН. Здесь также есть кружки по психологии, цветоводству, вязанию, макраме, резьбе по дереву и др. Я занималась вязанием.
Выражаю огромную благодарность нашим учителям за их терпение, внимание к нам! Я получила очень полезные знания и навыки, которые теперь использую в повседневной жизни. Действительно, после обучения в реабилитационном центре я изменилась: прошла депрессия, появилась уверенность в себе, я перестала стесняться своей слепоты. Поняла, что не одна в этом мире! Теперь я не избегаю встреч с глухими людьми, возобновила общение со своими старыми знакомыми. Благодаря сопровождающим часто хожу на клубные мероприятия для слепоглухих, где нахожусь в тесном кругу таких же людей, как я. Радуюсь переписке по электронной почте, читаю информацию на компьютере. Полученные знания и навыки, а также поддержка близких и знакомых людей помогают мне жить. Тем, кто потерял и слух, и зрение, советую не замыкаться в себе, а обязательно пройти курс реабилитации в волоколамском центре!
О порядке поступления на курсы реабилитации можно узнать, написав письмо по адресу: 143600 Московская область, г. Волоколамск, ул. Панфилова, д. 33/5, ЦРС (отделение слепоглухих). Полывяной А.В.
Вера Лыженкова
Опубликовано в «ВЕС» №10, 2014
ВОГинфо.ру