Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Слово плюс жест = дружба

В московской школе на Павелецкой 11 февраля  прошел 3-й конкурс «Слово в наших руках»

В третий раз – значит, уже можно говорить о традиции. Хорошей и полезной традиции – ведь конкурс прививает глухим школьникам любовь к литературе и умение перелагать ее на жесты. По крайней мере, так было задумано одним из инициаторов конкурса Валерием Куксиным, который преподавал литературу и русский язык как раз в этом учебном заведении.

На этот раз темой конкурса выбрана дружба – слоганом стала фраза «Здорово, когда на свете есть друзья». Для детей эта тема в самый раз, что и показал подбор  произведений. А открыла мероприятие Наталья Отдельнова – новый руководитель школы (официальное название – Структурное подразделение Колледжа малого бизнеса №4 – школа «Центр на Павелецкой»). Жюри на этот раз возглавляла Любовь Корвякова, научный сотрудник ИКП РАО. 

Члены жюри (слева направо)  – Т. Федорова, Г. Гаврилова, Л. Осокина, В. Камнева, Л. Корвякова


На мой взгляд, в целом конкурс был не столь интересным, как первые два. Но уровень жестовой передачи текста у детей оказался, кажется, получше, чем раньше. И случаев, когда ребята забывали текст, было меньше. Хотя мудрено забыть – он был рядом, на большом экране, стоило лишь скосить глаза. Приятно, что мальчики и девочки наизусть шпарят большие отрывки из Сент-Экзюпери или Гроссмана, длиннющие стихи Дементьева и Высоцкого. Причем не просто механически шпарят, но и пытаются передать жестами смысл и эмоции текстов. Некоторым это вполне удалось.

В младшей группе трогательно выступила Алина Дегтярева (101 школа) с фрагментом из сказки «Маленький принц» Сент-Экзюпери (2-е место в номинации «проза»).  Первое место здесь было присуждено Никите Малкову из той же школы с отрывком из романа «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.

А. Дегтярева: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Слова только мешают понимать друг друга…» 


Из чтецов стихов в младшей группе запомнились Лариса Котеняткина (Центр на Павелецкой), Елена Лищук из 101-й школы («Что такое дружба?» Л. Измайлова). Призами отмечены Елизавета Закирова из школы №1529 (3-е место), Иранада Рагимова из 52-й школы (2-е место), очень артистично исполнившая «Летнюю сказку» о дружбе детей и…шмеля! А победила здесь Диана Васюкова из  школы №10. Она ярко, эмоционально и с легким юмором исполнила стихи В. Глущенко «Девочка», где речь шла о дружбе-любви мальчика и девочки. Поощрительным призом жюри отметило дуэт из той же школы (Виктория Петренко-Анна Лошкарева).

Д. Васюкова:

 «…Катилась времени волна.
Нет нашей дружбы чище,
Хоть стала девушкой она,
А я в сажень парнище…»


В старшей группе лучше всех читал прозу Руслан Карабейли из 52-й школы. Он так выразительно и тепло, с отличной жестовой игрой, рассказал о дружбе грача и сороки, что можно было заслушаться. Причем Руслан участвовал во всех трех конкурсах и каждый раз получал призы.

Р. Карабейли


В номинации «поэзия» среди старших преобладали девушки из 30-й школы. Одна из них – Валентина Данилова – и завоевала 1 место. Красиво, эффектно, с пониманием прочитала она стихи  «Мы такие разные» о дружбе здорового с инвалидом. Но, по-моему, ничуть не хуже, а может, и лучше выступила Анна Грачева (Центр на Павелецкой) с «Песней о друге» Высоцкого, ее непосредственность и страстность, штормовка на плечах отлично подходили к ауре песни (2-е место). Хороша была и Ильсияр Тулякова  (52-я школа), занявшая 3-е место, ее знают как прекрасную артистку из ансамбля «Чудеса».

В. Данилова:

«…Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звезды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого»,
Друг мой в коляске, а что здесь такого?..»


А. Грачева:

«…Если шел он с тобой как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него».


Еще одна номинация – «Декламация в лицах». Два коллектива (из школ №10 и №101) получили поощрительные призы. Я бы выделил Ивана Каминского и Максима Иванова из 101-й, они так свободно и непринужденно играют на сцене, с такими понятными жестами, что, пожалуй, их надо запомнить на будущее как многообещающих артистов.

И. Каминский и М. Иванов


Хотелось бы отметить 101-ю школу – много участников от нее, и их выступления были представлены на экране лучше других, с рисунками, с фотографиями, красивыми шрифтами – одно удовольствие смотреть (у других школ на экране был только текст).

В таком духе были оформлены выступления детей из 101-й школы (выступает Е. Лищук)


Интересный и нужный конкурс, только вот смущает, что зрителей на нем мало. А ведь другим школьникам посмотреть тоже полезно, не все же им в интернете пропадать. Как их привлечь? В обязательном порядке старшеклассников загнать сюда сложно. Но и добровольно они не пойдут, увы. Может, автобусами привозить из других школ?! ))) Чем не урок литературы? Или в других местах проводить?

И вновь разочарован тем, что никто не выступил на конкурсе со стихами, написанными глухими. Понятно, что «Антологию глухих поэтов», выпущенную в 2000 году, в школах не найти. А может быть, стоит ВОГ переиздать «Антологию» в дополненном варианте и разослать по школам России?

Текст – Василий Скрипов
Фото – Оксана Смидович

Добавить комментарий