Довольно часто замечаю как за собой, так и за другими глухими боязнь разговора со слышащими людьми. Причем страх разговора не самого по себе, а начального этапа, когда надо сказать что-то вроде «Здравствуйте, а можно ли узнать…». Этот первый шаг к контакту нередко настолько психологически труден, что возникает соблазн отказаться от общения вообще и махнуть на проблему рукой.
Например, я очень не люблю общение с работником кассы дальнего следования на вокзале, когда забываю взять с собой блокнот и ручку. С появлением возможности покупать билеты на поезда через Интернет, я, наверное, был одним из первых пользователей этой услуги. Меня вгоняет в депрессию необходимость проходить опостылевшую последовательность действий:
1. Дать человеку понять, что я глухой, причем иногда даже приходится убеждать его в этом, ведь если я обращаюсь к слышащему человеку голосом – значит, никакой я не «глухонемой», а, вполне возможно, симулянт.
2. Убедить человека, что всю самую важную информацию мне лучше писать на бумажке. Кассиры почему-то часто норовят как можно громче кричать в микрофон, а некоторые одновременно начинают аппелировать к очереди: мол, что за идиот мне попался, трачу на него свое драгоценное время, в то время как «я одна, а вас много».
3. После того, как два предыдущих этапа пройдено, еще надо добиться своего – взять билет именно туда, куда мне нужно и именно на тех условиях, которые меня устраивают. Но самое невыносимое при этом – выдерживать прессинг ненависти, идущий волной из застекленной будки.
Разумеется, попадаются вполне адекватные и даже доброжелательные работники кассы. Однако одного-двух случаев хамства и нежелания отнестись к необычному пассажиру чуть вежливее напрочь отбивает желание подходить к пунктам очных покупок билетов ближе, чем не пушечный выстрел. А еще есть продавщицы, работники аэропортов, водители маршруток, а также много других ситуаций, когда чтобы выяснить какую-то совершенно ерундовую, но важную в данный момент информацию, приходится идти на контакт со слышащим.
Понимание того, чем может обернуться для меня первое дежурное и уже упомянутое «Здравствуйте, а можно ли узнать…», заставляет искать все возможные способы, лишь бы общение со слышащим не состоялось.
Пару раз я даже попадал в комические ситуации, когда группа глухих, в которой находился и я, оказывалась в ситуации необходимости вступить в разговор со слышащим. В итоге все сначала сваливали друг на друга эту «почетную» миссию, а когда дураков не находилось, усилием коллективного разума мы находили какой-нибудь альтернативный способ узнать необходимое. Скрепя сердце «напрягали»-таки слышащего мы только в том случае, если все прочие варианты оказывались трудоемкими или невыполнимыми.
При этом будет заблуждением думать, что такое отношение к началу общения со слышащим свойственно только так называемым «чистым глухим». Нет, подобное я неоднократно видел и у слабослышащих с приличным остатком слуха, которые без проблем общались со слышащими, уже знакомыми с особенностью собеседника.
Последователи Леонгард и других систем, которые стремятся сделать глухих как бы слышащими, здесь могут воскликнуть: «Во-о-от! Надо сызмала учиться чтению с губ и использованию остаточного слуха, и будете вы контачить со слышащими во-о-от так (показывается большой палец)».
Поклонники социокультурной концепции инвалидности, наоборот, огрызнутся: «А чего это нам двадцать лет учиться чтению с губ с неизвестным результатом? Нехай все эти кассирши-продавщицы выучат дактилологию. Затрат времени – всего лишь день, а с особо одаренными и пара часов – и проблемы нет!»
Мне, честно, все эти споры набили оскомину. Читать с губ я никогда не научусь, для меня это невозможно. Хорошо бы, чтобы вообще все жители России знали жестовый язык, но это тоже невозможно.
Я всего лишь знаю, что мне часто сложно заставить себя вступить в контакт со слышащим по перечисленным выше причинам. И это достает меня порой настолько сильно, что возникает желание избавиться от этой проблемы раз и навсегда. Но как?
Максим Прошкин