Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

У глухих отняли школу

Речь идет о взрослых глухих, о юношах и девушках, достигших двадцатилетнего возраста. Сегодня в Москве им негде учиться. Хотя законодательно это нигде не закреплено, хитрыми чиновными инструкциями дорога таким молодым людям в обычные коррекционные школы закрыта.

Кто-то, когда-то там, наверху, пригрозил руководящим пальцем: дескать, нельзя учиться подросткам вместе со взрослыми. Дяди и тети, рулящие из своих кабинетов образовательным процессом, наверное, просто не знают, насколько растянут сей процесс для детей-инвалидов и в каком возрасте они получают аттестаты зрелости.

Впрочем, вплоть до 1 сентября прошлого года те глухие и слабослышащие москвичи, жители Подмосковья, которые хотели получить среднее (полное) общее образование без отрыва от работы или занятий профессиональным спортом, благополучно, без оглядки на возраст, обучались в вечерней сменной общеобразовательной школе № 197, в просторечии именуемой «на Авиамоторной». Школа эта мирно уживалась в одном здании со своей соседкой – общеобразовательной школой для детей с проблемами здоровья №1321 «Ковчег» – и семь десятилетий сеяла разумное, доброе, вечное в головы и души юного поколения, помогая инвалидам по слуху  успешно адаптироваться в окружающем мире.

Но на второй год работы в Москве нового правительства единственная  в столице школа для взрослых глухих была безжалостно ликвидирована. Разумеется, процедура эта осуществлялась под завесой высокопарных слов о необходимости улучшения, модернизации, социализации, адаптации, интеграции, а главное – под предлогом более рационального расходования бюджетных средств.

Именно последняя цель, кажется, и стала главной в политике обновленного Департамента образования города Москвы и подчиненных ему окружных управлений. Стон стоит в столице от бездумных объединений, укрупнений, расформирований и преобразований образовательных учреждений, в том числе – для детей и подростков с проблемами здоровья. Административный восторг чиновников порой зашкаливает и пугает отсутствием в их решениях хоть какого-то профессионального подхода.

Вот, скажем, повелели объединить старейшую в России коррекционную школу для глухих № 101 имени С.Я. Кривовяза (прямую наследницу традиций  знаменитого в начале прошлого века Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых) с учебным заведением… для умственно отсталых детей. До такого не могли додуматься даже дореволюционные управленцы, хотя в империи российской до 1917 года кое-кто и пытался приравнять неслышащих к умалишенным. Наконец-то, спустя сто лет современные реформаторы сподобились это сделать. Нависла угроза бесследного исчезновения даже над  таким продвинутым, шагающим в ногу со временем столичным коррекционным общеобразовательным учреждением 1 и 2 видов, как школа № 1406, более известная под названием «Центр на Павелецкой». Недавно эта школа, благодаря которой, кстати, в Москве начала стремительно развиваться система профессионального обучения инвалидов по слуху, отметила 65-летний юбилей. Сколько благодарных слов было сказано в ее адрес, сколько добрых пожеланий!.. И вот сегодня коллективу не дают работать изнуряющие проверки. «Почему здесь совместно учатся глухие и слабослышащие? Зачем вашей школе учителя-дефектологи слухового кабинета? На каком основании обучаете инвалидов старше 18 лет? Почему сотрудничаете с колледжами и вводите предметы, которых нет в коррекционных школах?..» Такие вопросы задают члены комиссий из управления образования Центрального округа. А на попытки сурдопедагогов  и опытных учителей-дефектологов объяснить особенности своего образовательного учреждения слышатся надменные ответы: «Вы будете работать так, как вам прикажут!»

Примерно  в такой же тональности шел разговор и с педагогами вечерней школы «на Авиамоторной» в конце позапрошлого и весной прошлого года, когда коллективу неожиданно предложили покинуть привычное помещение и объединиться  с двумя массовыми вечерними школами. Легко представить, какая нервозная обстановка сложилась после этого в школе, обучающимся которой предстояло с нового учебного года ходить на занятия в массовую вечернюю школу, расположенную далеко от метро, на Танковом проезде. Вдобавок опытнейших педагогов-ветеранов, отдавших обучению глухих многие годы своей жизни, предупредили о грядущих увольнениях. Насколько мне известно, были попытки учительского коллектива и родителей дать отпор непродуманным распоряжениям. К сожалению, не была задействована сила гласности, не привлечены пресса, ТВ. Руководство школы в лице ее директора А.Е. Сиденко, очевидно, до последнего надеялось, что беда пройдет мимо. Увы, не прошла.

Не подлежащими обсуждению приказами Юго-Восточного окружного управления образования 197-я была «слита» со школой №185. Разумеется (и в этом – особенность всех современных образовательных реформ, касающихся инвалидов), ничего не было подготовлено для обучения неслышащих на новом месте: ни оборудования, ни программ, ни педагогов-дефектологов. Да чиновников это, кажется, и не заботило. Цель-то была другая, она, кстати, отчетливо сформулирована в ведомственном циркуляре: «В целях оптимизации сети и рационального использования зданий общеобразовательных учреждений системы рассматривается вопрос о реорганизации трех вечерних сменных общеобразовательных школ путем присоединения к ГОУ ВСШ № 185»… (выделено автором).

Окружное управление образования, уничтожая школу для инвалидов по слуху, вовсе не ставило перед собой задачи образовательные. Главное – «привести в соответствие с нормативными требованиями комплектование образовательных учреждений; уменьшить нагрузку на бюджет города Москвы; оптимально использовать учебные площади двух зданий», а там – хоть трава не расти… При таком раскладе люди из окружного управления образования, конечно, даже и не думали приглашать учителей вечерней школы для глухих (людей в основном пожилых) перейти работать на новое место. Разнорабочими – пожалуйста. А педагогами – ни-ни! Более того – администрация 185-й школы, уволила всех с явными нарушениями трудового законодательства. Не пожалели и тех, кому совсем немного оставалось до пенсионного рубежа. Естественно, что 1 сентября учеба для более 70 взрослых глухих москвичей в здании на Танковом проезде так и не началась. Насколько мне известно, была еще попытка уволенных по сокращению учителей послать прошение в Департамент образования города Москвы, обратить внимание столичного правительства на данную проблему. Но ответа авторы письма так и не дождались.

Между тем проблема очень остра и требует решения. Сегодня в Москве и в ближнем Подмосковье свыше 200 работающих инвалидов по слуху, а также многие выпускники 9-х классов спецшкол-интернатов мечтают получить среднее (полное) общее образование. Вопрос может быть успешно и безболезненно решен, если откроют вечерние классы в том самом «Центре на Павелецкой», о котором мы говорили. Здесь есть все – и традиции, и учебные программы, и опытные педагоги, и современное оборудование, и помещение… Нет одного – доброй воли тех, кто отвечает в Центральном округе столицы за образование лиц с проблемами здоровья. Требует решения и явно надуманный вопрос о возрастном цензе обучающихся с нарушением слуха. А это, как уже отмечалось, – хорошее основание для всяческих административных запретов. Между тем, любая школа в период серьезных перемен нуждается не в запретах, а в квалифицированной поддержке.

…Так и слышится торжествующий голос грибоедовского полковника Скалозуба: «Прекрасная молва насчет лицеев, школ, гимназий: там будут всех учить по-нашему – раз! два!…» Неужели никто не остановит этот беспредел, который от имени государства творят в наших школах некомпетентные в проблемах образовании инвалидов люди?!

Валерий Куксин

Иллюстрации – Анастасия Москвичева

Уважаемые читатели!

В этой статье, в абзаце, где говорится об одной из старейших школ России для глухих детей – школе-интернате №101 имени С.Я. Кривовяза, представлена некорректная информация.

Как сообщила директор школы Т.С. Пирязева, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II видов №101 имени С.Я. Кривовяза существует в том же формате, в том же юридическом статусе, как и существовала с 1963 года, и никто никогда не только не «повелевал», но и не предлагал школе-интернату объединиться с каким-нибудь общеобразовательным учреждением. Основаниями к объединению являются добровольные решения педагогического и родительского коллективов, оформленные протоколами и листами регистрации.

Мы приносим извинения педагогическому, родительскому и ученическому коллективам школы-интерната №101. И вам, читателям. Сожалеем, что при публикации была использована непроверенная информация.

Редакция ВОГинфо.ру

 

Добавить комментарий