Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Доклад о жестовом языке на международной конференции

Вице-президент ВОГ Станислав Иванов принял  участие в работе V международной конференции «Равные права – равные возможности», которая проходила 25-26 апреля 2013 года в рамках III Международной специализированной выставки «Интеграция. Жизнь. Общество 2013».

В ходе пленарного заседания конференции Станислав Иванов выступил с докладом  «Роль русского жестового языка в образовании глухих».

Приводим полный текст доклада.

Тезисы доклада «Роль русского жестового языка в образовании глухих»

“В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов, вопрос обеспечения права на получение качественного общего и профессионального образования инвалидами по слуху приобретает особую актуальность. Качественное образование является залогом личностного и профессионального роста, достойного жизненного уровня человека.

Русский жестовый язык является основным средством общения для большинства глухих, его используют более 95% инвалидов по слуху.

Поэтому решение наболевших социальных вопросов в области образования и трудоустройства инвалидов по слуху, повышение качества их жизни неразрывно связано с жестовым языком, использованием его в повседневной общественной жизни, с организацией подготовки преподавателей и переводчиков жестового языка с развитием коммуникативных методик применения жестового языка в образовательном процессе.

30 декабря 2012 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», в соответствии с которым существенно изменился статус русского жестового языка со «средства межличностного общения» на «язык общения», появились возможности для его изучения и развития. Ведь с точки зрения современной науки, жестовые языки глухих являются полноценными естественными языками. 

В своем выступлении хотел бы коснуться содержания образовательных программ детей с нарушениями слуха в целом, и, в частности, вопроса использования жестового языка в образовательном процессе. Получение качественного образования инвалидами по слуху – одна из наиболее болезненных тем – в свете того, что вопрос использования жестового языка в образовательном процессе остается дискуссионным.

В настоящее время, по данным региональных отделений ВОГ, отмечается тенденция снижения грамотности и общего образовательного уровня выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. Низкое качество образования влияет на возможность трудоустроиться, и, соответственно, на качество жизни выпускника коррекционной школы.

Основной причиной указанной проблемы является дефицит квалифицированных преподавательских кадров и непринятие билингвистической системы обучения детей с нарушениями слуха, в которой жестовый язык и русский словесный язык имеют равный статус как средство и предмет обучения.

Многие выпускники факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологических) не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за низкого престижа труда учителя-дефектолога, особенно в провинции. В недавнем прошлом эти специалисты считались элитой педагогического сообщества.  

Государственный образовательный стандарт высшей школы по специальности “Сурдопедагогика” не предусматривает такого предмета как «жестовый язык». Указанный стандарт предусматривает всего 102 часа на изучение программы «вербальные и невербальные (специальные) средства коммуникации».  Овладеть языком  за такой короткий период невозможно, тем более, что такие занятия зачастую ведут малоквалифицированные слышащие педагоги, сами недостаточно владеющие жестовым языком              

В связи с небольшим количеством часов по изучаемому предмету, выпускники по специальности «Сурдопедагогика» обладают поверхностными знаниями жестового языка, что, на наш взгляд, негативно влияет на качество образовательного процесса детей с нарушением слуха.

Образование может быть полноценным и эффективным только тогда, когда есть полное взаимопонимание между учителем и учеником.

Без знания языка, на котором общается ученик, невозможно понять особенности его мышления, восприятия, наладить с ним полноценные взаимоотношения. Владение дактилологией и элементарными отдельными жестами,  которым обучают сурдопедагогов в ВУЗах, не может быть основой коммуникации в образовательном процессе.

Значимость жестовой речи в развитии глухих подчеркивал знаменитый исследователь Лев Семенович Выготский, под влиянием его идей в 1938 году на Всероссийском совещании сурдопедагогов дополнительными средствами педагогического процесса были признаны дактильная и жестовая речь. Однако, после издания в 1950 году работы И.В Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», в котором утверждалось, что «ручной» язык глухих не является даже суррогатом языка, началась, по сути, языковая дискриминация. И сошли на нет исследования жестового языка, в школах наложили запрет на его использование.

В самих глухих формировали брезгливое отношение к их же языку и в результате воспитывали чувство неполноценности. Попытки перековать глухих в слышащих редко увенчиваются успехом, ведь основа восприятия мира у глухих иная – она визуальна.

При этом хотим подчеркнуть, что развитие устной речи, занятия с сурдопедагогами-логопедами являются исключительно важными, и мы ни в коем случае не умаляем их роль в образовательном процессе.

Помимо изменения содержания подготовки будущих сурдопедагогов, необходимо пересмотреть и программы специальных (коррекционных) школ. Обнадеживает то, что Институт коррекционной педагогики РАО не возражает против введения предмета «Русский жестовый язык» в программы школ для глухих и слабослышащих детей, что все больше учителей и директоров школ осознают, что жестовый язык – это неотъемлемая часть жизни детей с нарушением слуха и полностью его игнорировать нельзя.

В связи с введением такого предмета в школах глухих необходимо продумать подготовку преподавателей жестового языка как первого языка (из числа глухих).  Главное, что необходимо понять всем: использование РЖЯ в образовательном процессе ни в коем случае не мешает развитию устной словесной речи.

Необходимо в самое ближайшее время пересмотреть отношение к проблеме использования русского жестового языка в дошкольном и школьном образовании детей с нарушением слуха, которое должно быть отражено в учебных планах образовательных учреждений.

Следующий вопрос – это получение среднего профессионального и высшего профессионального образования инвалидами по слуху, поскольку качественное образование является залогом личностного и профессионального роста, достойного жизненного уровня.

Создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования  включает в себя не только физическую доступность, но и информационную доступность; обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки преподавательского состава для работы с инвалидами различных категорий; создание соответствующих условий в целях реализации права поступить в любое учебное заведение.   

В статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вводится пункт, гарантирующий бесплатное предоставление услуг переводчиков русского жестового языка при получении образования. Аналогичная норма введена и в новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Указанная норма предоставляет возможность инвалиду по слуху наравне со всеми получать профессиональное образование в любом учебном заведении независимо от места жительства гражданина, не ограничивает право родителей на выбор образовательного учреждения и методов обучения. Наоборот, позволяет расширить право выбора, не ущемляя и не ограничивая иные подходы и методы обучения глухих детей, в том числе и без использования жестового языка.

Хотел бы особо отметить, что механизм реализации указанных положений не отработан в полной мере. На сегодняшний день, по нашей информации, обеспечение услуг по сурдопереводу организовано лишь в 11  высших и 22 средних профессиональных учебных заведениях на всей территории Российской Федерации при организации группового обучения инвалидов по слуху. Этого количества недостаточно!

Необходимо увеличивать количество средних и профессиональных учебных заведений, в которых организовано групповое обучение с переводом на русский жестовый язык. Но также мы выступаем за реализацию права инвалида по слуху поступить в любое профессиональное учебное заведение по выбору,  с предоставлением услуг по переводу на русский жестовый язык на весь период обучения.

Выражаю надежду на то, что принятие закона о повышении статуса русского жестового языка послужит мощным дополнительным импульсом для широкого обсуждения и решения вопросов, поднимаемых Всероссийским обществом глухих”.

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий