25 мая Санкт-Петербургский Дом культуры ВОГ при поддержке СПб ГБКДУ «Дом народного творчества и досуга» провел театрализованный концерт «Петербургские Сюжеты», посвященный 310-летию со дня основания г. Санкт-Петербурга.
В этом концерте были охвачены, пожалуй, все временные эпохи, через которые прошел Петербург – времена Петра Великого, советский Ленинград и современный Петербург.
В начале на экране был продемонстрирован текст песни «Гимн великому городу» со сменяющимися картинками – видами Петербурга. По окончании показа слайдов на сцене появились царь Петр I, Меньшиков, вельможа со свертком в руке. Вельможа развернул карту. Петр I заявил, что здесь, на этом же месте будет заложен город, «назло надменному соседу шведу». Самой природой было суждено здесь «прорубить окно в Европу и ногою твердой стать при море».
Потом под звуки музыкального выступления «Менуэт» на сцене появились дамы с кавалерами в нарядах времен Петра I. Одна дама в белом платье стала петь жестами песню «Музыка старинная». В такт музыке пары танцевали то менуэт, то полонез, то вальс.
Затем разодетая толпа сменилась на публику, одетую по моде 19 века. Среди танцующих появилось «солнце нашей поэзии», великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин приветствует всех зрителей
В честь него была показана инсценировка одного из его произведений – рассказ «Домик в Коломне». В этом рассказе повествовалось о том, что в одной семье долго не могли найти кухарку подешевле. Выход был найден – кухаркой стал гусар, возлюбленный дочери хозяйки. Конечно, мамаша не ведала, какая на самом деле была «кухарка». Мужские руки не могут так ловко делать всю женскую работу, и поэтому мамаша вечно бывала недовольна качеством работы новой кухарки. В конце концов, обман раскрылся. Хозяйка случайно увидела, как «кухарка» брилась перед зеркалом…
– Маменька! Вот наша новая кухарка!
На сцене снова сменилась эпоха. Настала эпоха послереволюционного Петрограда-Ленинграда 20-30-х годов прошлого века.
Вышли два мужика, один сел на пол, кинул кепку для сбора милостыни и начал бренчать на гитаре. Другой прочитал стихи Сергея Есенина «Заметался пожар голубой». Жестами, конечно!
Я б навеки пошел за тобой, хоть в свои, хоть в чужие дали…
Потом топот ног сотряс сцену – то артисты лихо отплясали танец «Чарльстон», популярный в 20-30-х годах прошлого века.
В эти годы в нашей стране жил и здравствовал советский писатель-сатирик Михаил Зощенко. И питерский ДК ВОГ, конечно, не смог обойти его в своей программе. Был показан спектакль, в основу которого лег рассказ «Любовь». В начале кавалер Вася распинался перед Машей, дамой своего сердца в любви к ней, выражал готовность совершать ради нее подвиги, лечь на рельсы перед трамваем. Идиллию нарушил грабитель, который отнял у него его же шубу, шапку и обувь, не тронув богато одетую Машу…
– Почему меня, а не эту женщину?!
– Снимай шубу!
Великая Отечественная война 1941-45 гг. и блокада Ленинграда оставили глубокий след в истории города. Поэтому была исполнена песня «Баллада о Тане Савичевой». Таня Савичева – это ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда стала вести дневник в записной книжке. В этом дневнике девять страниц, на шести из которых записаны даты смерти близких ей людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Почти вся семья Тани Савичевой погибла во время ленинградской блокады в период с декабря 1941 года по май 1942 года. Сама Таня была эвакуирована, но её здоровье было сильно подорвано, и она тоже умерла. Блокаду пережили только её старшая сестра Нина и старший брат Михаил, благодаря которым дневник Тани стал одним из символов Великой Отечественной войны.
Люди во время блокады. Женщина в черном спела «Балладу…»
После войны продолжилась жизнь. В середине 20 века простые люди тоже веселились и горевали, как и в начале этого века. Была показана миниатюра «Сердцу не прикажешь» – отрывок из жизни двух женщин. У законной жены муженек загулял и стал жить с любовницей. Потом непутевый вернулся в свою семью, но жена что-то не рада была его возвращению. Любовница тоже была рада выставить его за дверь, так как мужик был все время без работы и денег.
Дама в сером: «Вот ваш муж! Он вернулся к вам, потому что разлюбил меня!»
После этого на сцене трио артистов показало–протанцевало песню «Танго втроем», где две дамы делили между собой одного кавалера.
Правоохранительные органы в советское время работали хорошо. Гаишники регулировали дорожное движение, ловили лихачей, штрафовали нарушителей. Поэтому была показана сценка «Нарушение». Постовой остановил автомобиль за поворот в неположенном месте. Водитель стал притворяться непонимающим, глухим и слепым. Он долго «не понимал», в чем же его нарушение, почему нельзя поворачивать направо, раз стоишь левым боком к знаку «Поворот направо запрещен». В конце концов, водитель так заморочил голову постовому, что служивый перестал понимать, где у него самого правая рука.
Русский народ во время, свободное от работы, вождения автомобилей, выяснения отношений между собой, любит погулять с размахом! И поэтому – песня «Гуляй, народ»!
Гуляй, народ, пока музыка играет!
Особое умиление вызвал следующий номер. Многие артисты, выступающие на подмостках ДК ВОГ, приходят на репетиции и мероприятия со своими детьми. Дети, конечно, не остаются в стороне от культурной жизни. Родители привели на сцену своих детей, и «учительница» с ними стала разучивать песню «Город твой и мой». Самым маленьким недавно исполнилось только 3 года, но и они тоже подпевали жестами, глядя на своих соседей и взрослую тётю-учительницу.
«Мини-ДК ВОГ» выступает
Любовь – основная движущая сила нашей жизни. Наверное, поэтому в этот день было представлено много номеров на эту тему.
Сценка «Грабитель-разводитель» с таким же успехом могла произойти и 50 лет назад, и в наше время. Семейная пара зашла в Загс подавать заявление о разводе. Работница Загса ушла якобы за нужным бланком. Вдруг в кабинет вбежал человек в маске, который велел молодоженам лечь на пол, ибо это есть ограбление. Заставил мужа связать своей жене руки и ноги. Мужик обрадовался исполнению мечты всей его жизни – жена наконец-то физически не может говорить! Он рассыпался в благодарностях грабителю. Но грабитель захотел спустить женщину из окна с шестого этажа. Тогда муж вспомнил, что Она была и остается его любимой женой, и сам побил грабителя, содрал с него маску. Грабителем оказался не кто иной, как… сама работница загса! Таким оригинальным способом был возвращен мир в семье и предотвращен развод.
– Знали бы вы, как надоела мне жена своей болтовней!
Разводов бы вообще не было, если бы каждый из нас мог правильно выбирать себе спутника(цу) жизни, свою «вторую половину». Именно, по любви, а не по какой-то другой причине. Поэтому была исполнена песня «Так не должно быть» – про любовь мгновенно возникшую, сносящую напрочь голову и рассудок.
Организаторы концерта не забыли и про «братьев наших меньших». На сцену выбежали кошки-девчата, исполнившие танец Кошек. К ним пришел и Кот. Через некоторое время прибежал другой кот, мужики-коты подрались за обладание всеми кошками. Кошки, конечно, от испуга разбежались. Кот-победитель гордо пошел вслед за кошками.
После этого состоялась сценка «Поговорим по-человечески!» – диалог между кошкой и котом. Женщина ругала своего непутевого мужа за ночные гулянки с чужими кошками. Кот оправдывался, говоря только единственное слово: «Мяу!» с разными интонациями.
В программе концерта было место и одной из главной достопримечательности Санкт-Петербурга. В её честь всем коллективом ДК была исполнена песня «Белые ночи». Еще, раз в сценарии концерта нашлось место детям, так и о молодежи негоже забывать. Поэтому был отплясан молодыми артистами танец «Молодежный».
В разные годы наш город менял свое название – начиная с Санкт-Петербурга, потом революционный Петроград, затем советский Ленинград. В настоящее время город вернул себе историческое название «Санкт-Петербург». Поэтому в честь этого хор исполнил песню «Санкт-Петербург», чем и завершил концертную программу.
Все люди ДК ВОГ, принявшие участие в концерте
Думаю, нелишне было бы упомянуть тех артистов, которые принимали участие в концерте в полном составе своих семей, вместе со своими детьми: Лазаревы, Апатовы, Щербаковы, Полосины, Колязевы, Хагундоковы (сын пока принимает участие только в качестве зрителя). Дети артистов составляют как бы «Детский сад», маленький Дом культуры. В будущем они вырастут и, возможно, сменят теперешних артистов.
В концерте также принимали участие творческие коллективы ДК ВОГ:
– Ансамбль жестовой песни «На Английской набережной» (руководитель И.Ю. Лазарева),
– Хореографический ансамбль «Пальмира» (руководитель А.М. Хагундокова),
– Студия клоунады и пантомимы «Колесо» (руководитель А.А. Копосов),
– Студия малых драматических форм «Балаганчик» (руководитель М.В. Васильева, также её перу принадлежит и сценарий данного концерта).
Участие в подготовке и проведении принимал и директор ДК ВОГ В.В. Бочаров.
Ольга Кодылева