25 лет назад, 17 июня 1988 года, Европейский Парламент постановил, что в каждой европейской стране жестовый язык должен иметь статус государственного (официального) языка. Германия присоединилась к этому постановлению позже всех, в 2002 году. Прошло 11 лет, но немецкие глухие не удовлетворены ни отношением госслужащих к ним и их языку, ни качеством образования для глухих, возмущены слабой интеграцией молодежи в трудовую и общественную жизнь, малыми возможностями профессиональной карьеры.
Особенное недовольство вызывает то, что только два государственных канала ТВ показывают передачи и фильмы с субтитрами, и то далеко не все. Большое количество коммерческих каналов ТВ Германии (а их больше 20) вообще не дают субтитры. В этом отношении глухие Германии могут только по-доброму позавидовать своим европейским камрадам, у которых очень высокий уровень социальной помощи для глухих, не говоря уже о субтитризации всех ТВ передач – 24 часа в сутки, как, например, в скандинавских странах.
Но сейчас другие времена. Интернет, социальные сети, сайты с видеороликами наглядно демонстрируют глухим Германии, что глухие в таких странах как, например, США, Швеция, Финляндия, Франция, имеют «бонусы», каких нет у них. Там лидеры стран выступают с переводчиками жестового языка; врачи, полицейские и другие госслужащие знают основы ЖЯ, некоторые из них даже свободно им владеют.
Вся эта информация заставила глухих Германии задуматься о своем месте в обществе, об отношении общества к ним, глухим, и о том, что не стоит быть в стороне, когда речь идет об их праве быть услышанными.
Ситуация по отношению к глухим в Германии сложилась действительно странная и в своем роде уникальная. Германия является одной из самых индустриально развитых и богатых стран Европы. Наряду с Францией, Германия имеет богатую историю сурдопедагогики, уникальный опыт обучения глухих и массу методик воспитания и развития глухих детей. Казалось бы, правительству Германии надо идти и идти дальше в плане обеспечения условий для всестороннего развития этих граждан. Но как раз здесь власти проявляют поразительную сдержанность. Мол, раз глухие в массе своей не ропщут и принимают то, что уже положено по законодательству, то значит, большего им не надо.
И демонстрация от 14 июня, которую провели Немецкий союз глухих и его молодежное отделение, должна была показать, что теперь глухие Германии – не безмолвное сообщество, которые терпеливо сносят пренебрежение к ним, но будет активно бороться за защиту и расширение своих прав. Снятие всех барьеров в коммуникации, улучшение качества образования глухих детей, больше возможностей для трудоустройства молодежи, тотальная субтитризация всех ТВ-каналов – вот чего хотят сейчас глухие Германии от властей своей страны.
В социальных сетях в Интернете была проведена масштабная акция для привлечения глухих, в первую очередь, молодежи, чтобы все, кто может, приехали в Берлин, и приняли участие в демонстрации. И надо сказать, что приехало много народу. По скромным подсчетам, в демонстрации приняло участие примерно 10 тысяч человек (позже было сообщено, что по данным полиции – 12 тысяч). Было бы больше, да некоторых отпугнули наводнение и проблемы с приездом и отъездом в Берлин. Я сам лично вместо шести часов ехал поездами с пересадками 11 часов от Дортмунда до Берлина. Но оно того стоило. Мой сын и я были в восторге от увиденного. Было ясно, что мы, глухие – это сила, с которой политики в будущем должны как-то считаться, если им будут нужны голоса избирателей во время выборов.
Перед началом демонстрации перед её участниками выступили официальные лица от Немецкого союза глухих (DGB), мэрии Берлина, Правительства и ряда общественных организаций. Между выступлениями ораторов активисты из молодежной организации DGB скандировали вместе со всеми: «Вместе – мы сила! Вместе мы сможем всё!».
В 14:00 демонстранты пошли от Рейхстага через центр города до Центра глухих, что на Фридрихштрассе. Демонстрация продолжалась три часа. У всех было радостное настроение, люди несли самодельные плакаты, у многих были футболки с лозунгами. Повезло и с погодой. Было солнечно и не так уж жарко. Берлинцы дружественно махали нам руками, сочувственно отнеслись к нашим проблемам, и охотно фотографировались с участниками демонстрации. Общественный транспорт в районе демонстрации стоял в течение трех часов, но никто не возмущался по этому поводу. Все прошло мирно и дружелюбно. А потом все выходные дни в Берлине глухие демонстранты наслаждались хорошей погодой в пивных и кафе, жарко обсуждая перипетии своей протестной акции.
Роман Рогачевский
Ольга Колб