Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Жестовый язык помогает детям с кохлеарными имплантами

Исследование доказало положительное влияние ЖЯ на детей с КИ

Предлагаем вашему вниманию исследование детей с кохлеарными имплантами, которое было проведено иранским ученым и опубликовано в Кембриджском «Журнале по Ларингологии и Отологии». В этом исследовании сравниваются результаты кохлеарной имплантации глухих детей из семей глухих и слышащих родителей.

Были исследованы 7 детей глухих родителей и такое же количество детей слышащих родителей (в качестве контрольной группы). Продолжительность глухоты, ее тяжесть, возраст детей и возраст, когда им была сделана операция кохлеарной имплантации в двух группах были сопоставимыми. Контроль восприятия речи и другие тесты проводились на персидском языке.

Результаты исследования позволили заключить, что глухие дети глухих родителей отличаются по уровню развития и способности овладеть речью от детей из семей слышащих. Исследование дает основание сделать вывод, что общение на жестовом языке с самого раннего детства помогло улучшить способности к обучению разговорной речи после кохлеарной имплантации.

Вот выводы, к которым пришли авторы исследования:

– Глухих дети глухих родителей превосходят глухих детей, имеющих слышащих родителей, по результатам успешности кохлеарной имплантации.

– Глухих детей следует поощрять к использованию жестового языка с самого раннего возраста, еще до КИ-имплантирования.

– Жестовый язык улучшает способности детей к обучению разговорному языку после КИ-имплантирования.

Введение

Большинство глухих детей рождаются в семьях слышащих родителей, но было обнаружено, что развитие глухого ребенка происходит лучше в семьях с глухими родителями. Они учат жестовый язык с детства, что позволяет их языковым навыкам и интеллекту развиваться лучше, чем у их глухих сверстников из семей слышащих, с которыми не общаются на жестовом языке. Дети из семей глухих лучше выполняют задания на понимание, показывают лучшие результаты по чтению и развитию второго (словесного) языка. У этих детей лучше развивается навык определения отрезков времени и навыки владения руками (манипулирования), что также связано с жестовым языком. У глухих дети глухих родителей лучше развита способность обработки визуальной информации. Все эти навыки связанны с развитием функций левого полушария мозга. У глухих детей из семей слышащих наблюдается некоторая задержка развития, связанная с затрудненным доступом к информации. Раннее языковое развитие способствует более успешному усвоению второго языка, даже в случае, когда первый язык – жестовый, а второй – разговорный (словесный).

Сравнительные исследования глухих детей из семей слышащих и глухих родителей уже публиковались неоднократно, однако исследований детей с КИ не проводилось. Поэтому авторы исследования решили сравнить результаты глухих детей с КИ из семей глухих и слышащих родителей: их способности к восприятию и воспроизведению устной речи, а также уровень общего языкового развития.

Описание выборки и методов исследования

Исследуемая группа состояла из 7 детей с кохлеарным имплантом из семей с глухими родителями, носителями персидского жестового языка. Такое же количество детей с КИ было подобрано из семей со слышащими родителями. У детей из обоих выборок были сопоставимые: уровень нарушения слуха, возраст, в котором был поставлен имплант, срок имплантирования, модель импланта. Из исследования были исключены дети с дополнительными нарушениями и дети с симптоматической глухотой.

Участники исследования были выбраны из 739 глухих детей, которым была сделана КИ в возрасте от 18 до 67 месяцев, в период между 1998 и 2009 годом в Иранском центре кохлеарной имплантации. У всех была диагностирована глубокая двусторонняя нейросенсорная тугоухость в течение первого года жизни.

Для измерения слуховых способностей использовался «Персидский перцептивно-аудиальный тест для КИ-имплантированных». В нем заложено 50 звуковых дорожек, которые содержали 3 уровня сложности: 1. Реагирование на звук; 2. Различение высоты, продолжительности и других характеристик звука; 3. Различение словесной речи. Для измерения языковых навыков была использована методика «Шкала понимания речи». В ней навыки можно оценить по пяти пунктам: от распознавания звука до полного понимания смысла слов и выражений. Надежность этой шкалы обеспечивалась согласованной оценкой нескольких экспертов, которые наблюдали за тем, как дети проходят тест. Для исследования развития речи был использован «Тест повторения предложений», в котором ребенку зачитывались 30 предложений, и он должен был воспроизвести услышанное.

Результаты

График 1. Результаты тестирования по методике «Персидский перцептивно-аудиальный тест для КИ-имплантированных». Синим – дети слышащих родителей, красным – дети глухих родителей


 

График 2. Результаты тестирования по методике «Шкала понимания речи». Синим – дети слышащих родителей, красным – дети глухих родителей


 

График 3. Результаты тестирования по методике «Тест повторения предложений». Синим – дети слышащих родителей, красным – дети глухих родителей


Обсуждение результатов

Результаты исследования показали, что глухие дети, у которых родители – глухие, имеют лучшие результаты после КИ-имплантирования. Несмотря на то, что исходно их показатели по тяжести глухоты, возрасту и длительности имплантации, а также модели импланта – такие же, как и у детей из слышащих семей.

Ранее проводимые исследования показали, что глухие дети глухих родителей показывают лучшие результаты в тестах на интеллект и решение задач. Кроме того, у них лучше развита речь, навыки чтения, время реакции, и вообще лучше развиты функции левого полушария мозга (которое отвечает за логику и анализ).

Результаты данного исследования были сопоставлены и обобщены с этими многочисленными предыдущими исследованиями. Таким образом, исследователи сделали вывод, что глухие дети глухих родителей имеют лучшие способности по сравнению с их сверстниками, растущими в семьях слышащих родителей. Это может быть связано с более ранним началом общения между глухими детьми и их глухими родителями. Глухие родители раньше начинают заниматься и обучать глухих детей, им лучше известны их потребности. Кроме того, изучение жестового языка с его визуальной грамматикой улучшает навыки работы с визуальной и пространственной информацией у глухих детей.

Воздействие визуальной коммуникации в семьях с глухими родителями начинается с очень раннего возраста: глухие родители начинают общаться со своим глухим ребенком на жестовом языке с самого рождения. При этом стоит учесть, что глухие дети не имеют доступа к аудиальной информации прежде, чем им сделают КИ, поэтому, визуальный контакт и визуальная информация – очень важны для них.

Глухие родители устанавливают связь со своими глухими детьми, используя зрительный контакт, выражение лица, движения тела, артикуляцию и в особенности – жестовый язык. Связь родителя и ребенка в семьях, где и те другие – глухие, поддерживается в визуальном режиме. Родители знают, как привлечь внимание ребенка к процессу коммуникации.

Для слышащих родителей эта практика не происходит естественным образом, потому что они используют и визуальный и аудиальный режим общения. Таким образом, глухие дети глухих родителей приобретают язык естественным образом.

Кроме того, более ранние исследования показывают, что возраст первого овладение языком (любым) может оказаться решающим фактором для успешного овладения как первым, так и вторым языком. Раннее овладение жестовым языком как первым языком очень помогает в дальнейшем обучении второму языку – разговорной речи.

Вывод

Исследование подтвердило, что глухие дети во втором поколении (глухие из семьи глухих) опережают глухих детей слышащих родителей в плане продуктивности КИ-имплантирования. На основании этого можно заключить, что поощрение глухих детей к общению на жестовом языке с самого раннего возраста, еще до КИ-имплантации, улучшает их способности к обучению разговорному языку после имплантации.

Автор – Саид Хасанзахер (Кафедра психологии и педагогики одаренных детей, факультет психологии и педагогики, Университет Тегерана, Иран). Опубликовано: Журнал Ларингологии и Отологии, Кембридж. № 126 (10) Октябрь 2012, стр. 989 ­ 994. Перевод – Слава Ясин

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий