Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Кохлеарная имплантация как угроза существованию жестового языка

Через 50 лет сообщество глухих в Австралии перестанет существовать

У глухой жительницы Мельбурна Карли Деттман, которая работает терапевтом и инструктором йоги в свои почти 50 лет, есть возможность поставить кохлеарный имплант – но у нее совершенно нет такого желания. Дома она говорит на австралийском жестовом языке со своим глухим мужем Саймоном и с их тремя маленькими слышащими детьми. «Мы рады, что говорим на жестовом языке и совершенно не чувствуем себя инвалидами», – признается Карли.

Карли Деттман пользуется Skype несколько раз в неделю для различных консультаций на жестовом языке. Она также пользуется видео услугами переводчика жестового языка. Это онлайн сервис, который помогает общаться со слышащим человеком с помощью третьей стороны – переводчика. «Skype и YouTube доступные всем, раньше мы и не мечтали о таком».

Если бы ее дети были глухими, и для них она не согласилась бы на кохлеарные импланты. «Если бы мне пришлось делать операцию, это заставило бы меня чувствовать, что со мной не все в порядке, что во мне надо что-то исправлять. Я бы не хотела, чтобы мои глухие дети так себя чувствовали. Кохлеарный имплант не является совершенным. Люди с ним не становятся слышащими, они по-прежнему глухие».

Карли в меньшинстве – ведь количество людей с имплантами растет год от года. В 2002 году в Сиднейском Центре Кохлеарной Имплантации (СЦКИ) было проведено 39 операций детям и 53 – взрослым. В 2013 году количество возросло до 86 операций детям и 271 – взрослым. По оценке исполнительного директора СЦКИ Роберта Маклеода, возможно, что на данный момент более чем 90% маленьких глухих австралийцев были прооперированы, всего по стране было проведено около 1100 операций.

Сейчас существует вакцина против краснухи – это заболевание, которое вызвало значительный рост числа глухих во время эпидемий в 1944-48 и 1965-70-х годах. Сейчас около 98% австралийских новорожденных проходят тестирование на выявление проблем со слухом. А эко-технологии позволяют проверять плод, находящийся в утробе матери, на наличие генов глухоты.  

Профессор Тревор Джонстон помог составить словарь Австралийского жестового языка. 20% жестов были взяты из старой версии словаря 2005 года. Доцент кафедры изучения лингвистики жестового языка в Университете Маккуори, который расположен в городе Сидней, полагает, что Австралийский жестовый язык может столкнуться с такой проблемой, как демографический кризис. «Количество детей, которые рождаются глухими, уже давно ниже, чем по официальным данным. Это число уменьшилось благодаря достижениям в медицине, а также благодаря улучшенным слуховым аппаратам и кохлеарным имплантам. Это значит, что люди, которые когда-то пользовались Австралийским жестовым языком, теперь могут слышать и говорить».

Планшеты и приложения, которые могут помочь со словарем, построением предложений и социальным взаимодействием, становятся все популярнее. Джонстон считает, что чем активнее и лучше они помогают людям учить английский, тем меньше такие люди захотят пользоваться жестовым языком. «Прогнозировать очень сложно, но выглядит это примерно так: количество глухих людей, которые пользуются жестовым языком, будет постепенно уменьшаться, и через 50 лет, я могу с уверенностью сказать, что сообщество глухих перестанет существовать», – смело заявляет Джонстон. «Тотально глухих людей к этому времени останется так мало, что жестовый язык, которым глухие пользуются сейчас, перестанет существовать как язык сообщества глухих».

Он называет возможность исчезновения Австралийского жестового языка «однозначной языковой трагедией»: «Любая потеря всегда болезненна, ведь мы не хотим ничего терять. Мы также не хотим, чтобы весь мир говорил на одном языке, и чтобы таким образом потерялись культурные особенности каждого народа, общества». Изучения Института психических исследований показывают, что одни и те же отделы головного мозга задействованы, когда человек общается как на словесном, так и на жестовом языке.

Джонстон называет жестовый язык своего рода «клеем», который связывает людей вместе – это происходит в Австралии уже на протяжении 200 лет с тех пор, как начал формироваться свой национальный жестовый язык, в основу которого лег Британский ЖЯ.

Количество людей, которые составляют Австралийское сообщество глухих неизвестно, и также это зависит от того, что именно вкладывать в понятие «сообщество глухих». Джонстон считает, что в 2004 году это число достигало примерно 7000 человек. Больше всего жестовый язык используют в общении с семьей (90% глухих детей рождаются у слышащих родителей), с друзьями, коллегами. Перепись 2011 года показала, что 8406 человек используют жестовый язык дома, это число увеличилось по сравнению с 2006 годом.

«Австралийский жестовый язык индивидуализирует, – говорит Кэти Кларк, управляющая отделом по работе с клиентами в Мельбурнском агентстве «Дефконнектед».  – Речь идет о том, что мы гордимся тем, что мы разные, и тем самым мы вносим вклад в разнообразие общества».

На курсах при Центре изучения австралийского жестового языка в штате Виктория в год обучается от 200 до 500 слышащих и еще, по крайне мере, от 200 до 400 человек – по всей стране. Сюда приходят и специалисты из разных областей, и студенты, и родственники глухих. «Обучение австралийскому жестовому языку не только распространено, но и набирает обороты», – сообщает Даррен Робертс, соучредитель Центра.

Джонстон говорит, что любой язык – это социальное явление, которое нуждается в определенном количестве носителей, чтобы выжить. Словесные языки могут существовать и в малочисленных группах, например, такие как находящиеся под угрозой исчезновения языки коренного населения Австралии. А чисто визуальный язык, такой как австралийский жестовый, требует непосредственно зрительного контакта. Сейчас существуют различные приложения, позволяющиеся общаться, не выходя из дома, такие как Skype или Facetime, которые помогают жестовому языку развиваться, хотя всего лишь 10 лет назад это было бы трудно представить.

Джонстон считает, что именно такие приложения меняют нашу жизнь. «Может быть, маленькое количество глухих людей в ближайшем будущем не будет уже такой угрозой существованию жестового языка, как нам это казалось в прошлом веке. Молодые глухие, их родители и друзья очень часто пользуются приложением Skype и интернет-сервисом Youtube».

Одним из ярких примеров австралийского жестового языка на Yotube является выразительное исполнение песни Уитни Хьюстон «I will always love you» от Дэна Джарвиса из города Брисбен, которое собрало около 60 000 просмотров.

В основном, популярность видео получило в США и России. Исполнителю жестовой песни Д.Джарвису 32 года, он потерял слух в результате болезни: когда ему было полтора года, он заболел менингитом. «Глухие теряют много информации при общении со слышащими, так как полагаются на чтение по губам. YouTube помогает преодолеть эту проблему, а также позволяет общаться на своем родном языке – жестовом». Джарвис пользуется приложением Facetime, чтобы обмениваться информацией с друзьями на ЖЯ, и сайтом Facebook – на английском.

Как кохлеарные импланты влияют на численность сообщества глухих – вопрос спорный. Джарвис замечает: «Некоторые люди, которые делают операцию, продолжают общаться с глухими на жестовым языке, но многие стараются интегрироваться в мир слышащих, если имплант позволяет им сделать это». 

Даррен Робертс рассказывает, что дети с кохлеарными имплантами пользуются жестовым языком, чтобы общаться со своими глухими друзьями. Кэти Кларкс также добавляет, что хотя число взрослых с кохлеарными имплантами растет, они все равно продолжают пользоваться жестовым языком, они сами выбирают, оставаться ли им в мире глухих или же погрузиться в мир слышащих. Ни один из этих вариантов нельзя назвать неправильным.

Разница в выборе людей может быть в том, что импланты не являются средством от глухоты, да и не каждому они могут помочь. Кэти Кларкс называет имплант «разрекламированным» слуховым аппаратом, который требует много времени, чтобы научиться, как им правильно пользоваться… «Я без проблем скажу, кто сейчас говорит – мужчина или женщина, но я не смогу отличить Джен от Джона».

Профессор Тревор Джонстон приводит факты, что некоторые дети так и не могут научиться говорить, несмотря на имплант. «Если ребенку не начать учить любой язык в течение первых двух лет жизни, то появляются серьезные интеллектуальные и когнитивные проблемы на всю жизнь, а это значит, что и жестовый язык таким детям будет даваться намного тяжелее, потому что мозг не привык к языку вообще. Жестовый язык может стать палочкой-выручалочкой в таком случае».

Что касается Австралийского жестового языка, чтобы он выжил, должен произойти демографический рост среди глухих, количество слышащих, изучающих австралийский жестовый, тут не играет роли. «Я могу с уверенностью сказать, что если язык перестает быть первым языком у глухих родителей или глухих детей, то рано или поздно этот язык перестанет существовать», – считает Джонстон.

Но жестовый язык может продолжить существовать в мировом сообществе. «Вполне возможно, в Австралии и останется всего лишь пару человек, использующих австралийский ЖЯ, но зато в остальном мире десятки или сотни тысяч людей еще долго будут говорить жестовом языке».

Сейчас Американский жестовый язык становится втором языком для многих глухих австралийцев, так же как словесный английский – международный язык. «Может, люди не совсем свободно владеют американским жестовым, но они понимают его, запоминают какие-то жесты, начинают общаться. Много людей, так или иначе, связаны с мировым сообществом. Очень интересный ход развития событий».

Перевод Александры Филипповской

Источник WAToday

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий