Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

РЖЯ в помощь

В Москве, в Российской государственной библиотеке молодёжи близ станции метро «Преображенская», состоялась презентация пилотного проекта ВОГ по повышению грамотности глухих и слабослышащих детей.

Собралось около 30 человек – преподаватели-участники и кураторы, представители Всероссийского общества глухих, заинтересованные педагоги, представители СМИ.

В России, несмотря на усиливающуюся тенденцию инклюзивного образования, когда дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательных школах, большинство глухих и слабослышащих ребят продолжают получать образование в специальных (коррекционных) школах. Эти учреждения имеют соответствующее техническое оснащение, но жестовая речь на уроках практически не употребляется. И как результат – многие выпускники не овладевают в полном объеме программой по русскому языку, хуже того – функционально неграмотны. Данное обстоятельство препятствует дальнейшему образованию и достойному трудоустройству.

Вице-президент ВОГ Николай Чаушьян в приветственном слове на презентации проекта отметил, что уровень грамотности глухих учащихся падает и это вызывает сильное беспокойство у руководства ВОГ, потому что «мы фактически теряем Общество». И он выразил надежду, что этот проект станет первым шагом к исправлению ситуации.

Презентацию вели Анна Комарова, директор Центра образования глухих и жестового языка, и Людмила Жадан, педагог-филолог, руководитель клуба любителей русского языка – обе являются главными экспертами в проекте. Последняя говорила о том, что в России не существует единой системы использования жестов-терминов по грамматике русского языка. И рассказала, как в рамках проекта была разработана база лингвистических терминов на РЖЯ, которая в окончательном виде включила более 100 методических жестов. База в формате видеословаря, отснятого с помощью презентаторов Александра Сидельникова и Анны Жадан, была раздана на флэшках занятым в проекте преподавателям и кураторам, а позже будет представлена и в книжном формате.

Есть идея, что методически обоснованное употребление этих жестов облегчит детям понимание теоретического материала на уроках русского языка. Сейчас необходима апробация с последующей экспертной оценкой. Ряд школ дали согласие принять участие в эксперименте – подготовленный методико-дидактический материал будет использован в начавшемся учебном году в специальных школах Москвы, Тулы, Калуги, Задонска (Липецкая область), Электростали (Московская область). После апробации материал будет исправлен и выложен в открытый доступ для использования в дальнейшем и другими школами.

Общая цель проекта – создание свода методических рекомендаций, глоссария (в т.ч. в видеоформате) для преподавания русского языка в специальных школах для глухих и слабослышащих. Избранный подход к подаче материала должен позволить детям с нарушениями слуха легче и правильнее воспринимать термины русского языка посредством русского жестового языка. А учителям, соответственно, вести обучение более качественно.

Проект курирует главный специалист отдела социальных программ и проектов ВОГ Тамара Шатула, руководителем является Дмитрий Алексеевских, начальник отдела образования и трудоустройства. Грантовые средства на реализацию идеи выделил Фонд «Русский мир», занимающийся популяризацией русского языка в России и мире.

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.