Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Школа в Задонске

На фоне мрачной картины современного обучения глухих детей в детских садах и школах – а негатив льется отовсюду, – каким-то светлым пятном становятся наши воспоминания о практическом семинаре по РЖЯ в Задонской школе-интернате для глухих и слабослышащих детей в конце августа. Про Задонскую школу я впервые услышала на курсах РЖЯ в городе Елец, затем на семинаре в Липецке, после чего волею судеб оказались с Татьяной в одном вагоне с глухими родителями и их детьми из Задонской школы. Потом опытные глухие просветили меня, что Задонская школа-интернат – достаточно известная, с хорошей репутацией (один из показателей – глухие папы и мамы с удовольствием отдают туда своих детей).

Крохотный живописный городок на 10 тысяч жителей в центре России утопает в зелени, вокруг монастыри, церкви. Рядом Дон, но, увы, местные остерегаются в нем купаться. Школа-интернат в таком отдаленном месте? Почему не в Воронеже или Липецке? Традиция открывать школы-интернаты для “нетаких” детей в самых удаленных и изолированных местах характерна для многих стран мира и зародилась еще в середине 19-го века. Так называемых плюсов много – и “здоровое” общество “больных” детей не видит, и жизнь внутри интерната закрыта от чужих глаз. С закрытостью в 21-м веке становится все сложнее и сложнее, а города все ближе и ближе друг к другу. Что-то меняется кардинально, а что-то время не трогает совсем.

Zadon 28.09 1

Нелли Леонидовна Антюхова, директор Задонской школы-интерната, обратилась ко мне перед летними каникулами:

“Надо бы подтянуть у наших педагогов жестовый язык, да и молодежь пришла, почти ничего не знают”.

Zadon 28.09 4

Думала, что поговорили просто так, а оказывается, дело очень серьезное – необходимо провести полноценные интенсивные курсы жестового языка для ВСЕГО педагогического коллектива (100%) школы: от нянечек до молоденьких воспитательниц и опытных педагогов с солидным стажем. Мы (с Татьяной Давиденко и Эммой Кумуржи) приехали в Задонск за неделю до начала учебного года и провели 5 интенсивных дней в нарядной, отглаженной и пахнущей свежим лаком школе. 45 человек были разделены на две группы для практических занятий, лекции общие для всех. Нет, мы не приехали пропагандировать билингвизм, хотя основным тенденциям в обучении глухих посвятили пару лекций. Обсуждали лингвистику РЖЯ, сложности перевода, соотношение двух языков в учебном процессе. Но главное – практика-практика! Довольно много преподавателей очень прилично владеют ЖЯ, интересуются им и настроены как-то спокойно-реалистично. Да, РЖЯ – основной язык глухих, есть и будет, и сейчас, и во взрослой жизни их воспитанников. Даже если сами учителя на уроке по традиции не используют жесты (но многие используют), то знать язык, на котором общаются их воспитанники, они обязаны. Переживают, что слышащие родители игнорируют жесты и не понимают своих детей.

Zadon 28.09 3

Сейчас в школе около 100 учеников, хотя в прежние дни ее стены принимали и 250, есть две группы дошкольников. У 7 детей кохлеарные имплантаты (интересно, что все учителя настроены на этот счет отрицательно). Среди глухих и слабослышащих есть слышащие дети с дополнительными речевыми нарушениями, но из них никто в интернате не остается.

Zadon 28.09 2

Мы не видели детей, не знаем, как они общаются со взрослыми в школе. Однако трудно представить, чтобы кто-нибудь из этих педагогов орал на детей или унижал их. Идеализировать ситуацию глупо, конечно. Очень жаль, что в школе нет ни одного глухого учителя или воспитателя. Нет ни одного человека, который бы полностью, абсолютно мог понять своих учеников. Из-за отсутствия взрослых глухих в школе бытуют всякие выдуманные жесты. Если нет глухих педагогов, то хорошо бы, чтобы были хоть садовник, уборщица, сантехник или повар. Хотелось бы, чтобы телевизоры в коридорах показывали бы фильмы с субтитрами, а в библиотеке были видео и с ЖЯ, и с субтитрами. Но в двух шагах от школы бассейн, на огромной территории в два га отличное футбольное поле, спортом увлечены почти все. Все утопает в цветах, свои яблони и груши, в теплице рассада. Если бы не wi-fi и не современные гаджеты, мало что напоминает о 21-м веке. Про уровень образования мы ничего сказать не можем, но что в этой комфортной среде дети общаются среди равных, что здесь они познают мир, здесь развиваются и сохраняются их жестовый язык и культура – это точно. Почему-то очень захотелось, чтобы перипетии общего и специального образования не затронули этот остров, где хорошо глухим детям и куда они всеми силами рвутся после каникул и выходных.

Анна Комарова,
директор Центра образования глухих и жестового языка

Добавить комментарий