Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Татарское РО ВОГ реализует президентский грант

Татарское республиканское отделение Общероссийской общественной организации инвалидов “Всероссийское общество глухих” в сотрудничестве с КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева стало в конце 2017 года победителем конкурса Фонда президентских грантов с проектом в области науки, образования и просвещения.
Проект посвящен подготовке тьюторов с ограниченными возможностями здоровья по слуху как необходимого звена в инклюзивном образовании; работа по нему началась сразу же, в декабре 2017 года, и будет продолжаться до 30 ноября 2018 года.
Основная цель – улучшение качества преподавания ряда дисциплин в техническом вузе для глухих и слабослышащих студентов. Это возможно, если подготовить глухих и слабослышащих выпускников вуза к проведению занятий в школе, среднем учебном заведении и вузе в качестве тьюторов.
За первые четыре месяца работы уже были подготовлены учебно-методические комплексы (по которым станут обучаться глухие и слабослышащие тьюторы) по дисциплинам: психоакустика, физика, химия, начертательная геометрия, сопротивление материалов, математика. Сформированы также видеословари жестов по этим дисциплинам.

Проект реализуется по следующим этапам:
1) Подготовка учебно-методических комплексов по 6 дисциплинам и аудио-видеословарей жестов к ним (декабрь 2017 года – декабрь 2018 года);
2) Адаптация учебных фильмов (апрель-сентябрь 2018 года);
3) Создание новых учебных фильмов, написание учебно-методических пособий к учебно-методическим комплексам по заявленным дисциплинам, обучение тьюторов (сентябрь-ноябрь 2018 года).

Kazan Grant KNITU 03

Все новости о проекте можно узнавать на сайте

Почему возникла потребность в таком проекте?
Глухие и слабослышащие люди – самая сложная аудитория для обучения. Причины тому – разные степень и время потери слуха, разный уровень образования, владения устной и жестовой речью. Процесс обучения близок к практически индивидуальному, поскольку к каждому студенту нужен свой подход.
Это ложится дополнительной нагрузкой на преподавателей, так как при подготовке к занятиям обязательно учитываются разная скорость и объем восприятия студентами нового материала. Даже если в аудитории вместе со слабослышащими находится один глухой студент, то темп занятия уже замедляется. Во всех учебных заведениях есть программа, от которой просто нельзя отклоняться. Даже при наличии дополнительного года обучения (для освоения адаптивных программ) преподавателю сложно уложиться в планируемое количество аудиторных и дополнительных занятий, так как находящиеся в одной аудитории студенты имеют разную нозологию и разную потерю слуха.

Усложняют восприятие и усвоение учебного материала для студентов:
упрощение преподаваемой дисциплины (что является нежелательным для слабослышащих, а тем более для студентов с другими нозологиями);
потеря информации при переводе на жестовый язык;
трата учебного времени впустую: на сурдоперевод (для слабослышащих) и на вербальную подачу материала (для глухих);
потеря контакта с аудиторией при переводе на жестовый язык;
отсутствие обратной связи с глухими студентами;
постепенный переход на жестовый язык слабослышащих и позднооглохших студентов из-за упрощенной подачи материала;
потеря активности восприятия глухими, слабослышащими студентами;
затруднения при усвоении нового материала (студент не понял новый материал или не умеет грамотно изложить его в письменном виде, что в свою очередь затрудняет оценку).

Kazan Grant KNITU 01

В ходе экспериментальных исследований в КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева было установлено, что более 50% информации при переводе на жестовый язык теряется, и это делает занятие неэффективным. Проверка качества знаний подтверждает, что в наихудшем положении находятся именно глухие студенты, для которых жестовый язык – основной источник информации при устном изложении материала.
Такая ситуация создает много барьеров на пути к качественному образованию. В рамках эксперимента в КУИМЦ была внедрена новая методика преподавания глухим и слабослышащим студентам: реализация ряда дисциплин с помощью глухих тьюторов, которые уже получили степень бакалавра и продолжают обучение по магистерской программе. Особенностью тьютора является знание жестового языка на таком уровне, что он способен донести новый материал до группы глухих без потери информации. Он наравне с преподавателем отвечает за качество образования. Занятие одновременно с двумя группами (слабослышащих и глухих) проводится в одной аудитории и по одной теме, общее руководство занятия выполняет основной преподаватель, определяя ход занятия и порядок изложения. Глухие и слабослышащие студенты при этом находятся в одной аудитории – происходит экономия рабочего времени и аудиторий.

Глухой (или слабослышащий) тьютор обязательно должен: владеть жестовой речью и определенными знаниями в области преподаваемой дисциплины, в том числе тематической терминологией на жестовом языке; ответственно подходить к проведению каждой лекции и быть готовым к ответам по текущей теме; обладать педагогическими навыками и умениями.

Kazan Grant KNITU 02

Внедрение данной методики в учебный процесс:
– повышает качество знаний;
– снижает уровень тревожности у глухих обучаемых;
– обеспечивает обратную связь тьютор–студент;
– снижает пропуск занятий;
– увеличивает объем нового материала для слабослышащих;
– способствует лучшему пониманию преподавателем проблемных моментов при усвоении нового материала глухими студентами (еще на этапе подготовки к лекции);
– позволяет трудоустроить глухих и слабослышащих бакалавров в вузы и ссузы в качестве тьюторов.

Конечная цель проекта, как уже было сказано, – подготовка компетентных глухих и слабослышащих тьюторов для работы в учебных заведениях. Мы очень надеемся, что наиболее успешные выпускники КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева будут востребованы в качестве тьюторов.

 

Маргарита Миронова, 
руководитель проекта, 
доцент кафедры “Специальные технологии в образовании” 
КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева

Добавить комментарий