Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

DeafSkills: новые перспективы глухим мастерам

18 ноября ВОГ провел в рамках II Национального чемпионата “Абилимпикс” круглый стол, посвященный обсуждению актуального в настоящее время вопроса – по развитию конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов по слуху DeafSkills.

HC2A3409Участники круглого стола по развитию конкурсов профессионального мастерства Deafskills

В работе круглого стола приняли участие представители Всероссийского общества глухих: президент ОООИ “Всероссийское общество глухих” Валерий Рухледев; вице-президент Станислав Иванов, руководитель Управления социальной политики и реабилитации; начальник отдела социальных программ и проектов Управления социальной политики и реабилитации Аппарата ОООИ “Всероссийское общество глухих” Максим Ларионов; президент АНО “Абилимпикс” Лидия Фролова. Участники вынесли на обсуждение различные аспекты профессионального образования людей с нарушениями слуха в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования, а также сформировали “дорожную карту” развития конкурсов профессионального мастерства DeafSkills.

Президент ВОГ, член Комитета ООН по правам инвалидов Валерий Рухледев отметил положительную роль движения “Абилимпикс” в деле совершенствования мастерства людей с инвалидностью и их последующего трудоустройства. Он подчеркнул, что эта проблема – предоставление качественного образования и трудоустройство глухих – актуальна во всем мире. Об этом же заявляется и в миссии чемпионатов “Абилимпикс”. Но, несмотря на уже имеющееся внимание к этой проблеме, важно продолжать увеличивать число конкурсов профессионального мастерства, чтобы сделать их общедоступными и привлекать как можно больше участников.

Рухледев отметил и сложности участия глухих и слабослышащих в общественной жизни – ввиду особенностей коммуникации. Причины достаточно просты, и ВОГ сейчас с ними активно борется. Главным образом это те предубеждения и стереотипы, которые существуют в нашем обществе, это нехватка переводчиков русского жестового языка, это неадекватная труду переводчиков государственная ставка оплаты их услуг. Но есть, среди других шагов по решению этих проблем, недавнее достижение, которое позволяет надеяться на новые изменения к лучшему. Буквально на этой неделе правительство России определило ВОГ основным поставщиком услуг по переводу на жестовый язык. Это означает, что инвалиды по слуху смогут получать качественные услуги в этой сфере. Слышащие люди часто даже не задумываются, насколько важен для успешной учебы, общения и взаимной коммуникации слабослышащим и глухим жестовый язык. Ранее ВОГ удалось добиться того, что русский жестовый язык был признан отдельной лингвистической системой.

HC2A3394Слева направо: президент ВОГ Валерий Рухледев, вице-президент ВОГ Станислав Иванов, президент АНО “Абилимпикс” Лидия Фролова

Вице-президент ВОГ Станислав Иванов рассказал, что опыт международных соревнований по профессиональному мастерству “WorldSkills” для студентов и “Абилимпикс” для людей с ограничениями по здоровью демонстрирует высокую эффективность этих конкурсов для того, чтобы мотивировать молодежь к правильному выбору карьеры, к профессиональному совершенствованию, к сотрудничеству с работодателями. Но глухие пока еще мало охвачены этими конкурсами профессионального мастерства. К примеру, в IX Международном чемпионате “Абилимпикс”, проходившем во французском Бордо весной этого года, число глухих участников составляло не более 5%.

HC2A3397

Президент АНО “Абилимпикс” Лидия Фролова заметила, что отсутствие участия глухих в конкурсах “Абилимпикс” заключается и в проблеме коммуникаций, так как многие потенциальные участники часто даже не знают о проведении конкурсов и условиях участия, а также в силу того, что у глухих значительно шире перечень возможных профессий. Еще одна важная причина: глухие не всегда могут понять задания, составленные без учета их особенностей, и в ходе конкурса теряют драгоценное время на перевод.

Именно поэтому четыре страны – Россия, Молдова, Белоруссия, Армения – силами своих национальными объединениями по защите прав глухих создали Международную ассоциацию DeafSkills – для проведения международных чемпионатов профессионального мастерства глухих. В ВОГ и АНО “Абилимпикс” уверены, что это даст возможность привлечь перспективных работодателей к трудоустройству высококвалифицированных профессионалов. Это необходимо и возможно – и мировая тенденция доказывает, что профессиональные возможности глухих становятся более заметны работодателям и образовательным учреждениям.

Начальник отдела социальных программ и проектов Управления социальной политики и реабилитации Аппарата ОООИ “Всероссийское общество глухих” Максим Ларионов напомнил о таких проблемах, как недостаток переводчиков жестового языка в образовательных учреждениях, начиная со школы и заканчивая высшими специальными учреждениями.
– Чтобы понять объяснения и задания преподавателей, глухим учащимся необходимо дублирование переводчиком жестового языка, – суммирует устоявшееся педагогическое мнение в сфере образования глухих Ларионов. – Мы считаем, что обучать русскому жестовому языку глухих и слабослышащих нужно с младших классов. В обратном случае, а сейчас именно так и происходит, дети просто теряют драгоценное время, бесполезно просиживая 10 лет на уроках, и не получают тех необходимых знаний, которые могли бы им помочь в дальнейшей самостоятельной жизни.

HC2A3432Руководитель финского движения “Абилимпикс” Матти Калпинен

Почетный гость из Финляндии, руководитель финского движения “Абилимпикс” Матти Калпинен поддержал инициативу организации конкурсов DeafSkills.
– Россия проводит II Чемпионат “Абилимпикс”, и я положительно удивлен высоким уровнем профессионализма участников, качеством организации, достигнутым за такой короткий срок – отметил Матти. – Я надеюсь, что в будущем конкурсанты из России будут принимать участие в соревнованиях профессионального мастерства “Абилимпикс” и WorldSkills в Финляндии, а наши представители – в России.

Как пояснила президент АНО “Абилимпикс” Лидия Фролова, в Финляндии инвалиды по слуху вообще не считаются инвалидами, работают и участвуют в профессиональных соревнованиях наравне со здоровыми людьми. “Мы планируем в дальнейшем использовать успешный опыт наших коллег для эффективной инклюзии и интеграции в общественную жизнь слабослышащих и глухих”, – добавила Лидия Викторовна.

О последних улучшениях в обустройстве учебных помещений и уникальных методиках обучения слабослыщащих и глухих рассказали: заведующий лабораторией ГУИМЦ профессиональной реабилитации инвалидов МГТУ им. Н.Э. Баумана Геннадий Паршин, заведующая лабораторией русского жестового языка Института социальных технологий и реабилитации Новосибирского государственного технического университета Ольга Варинова, директор Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы “Политехнический колледж имени П.А. Овчинникова” Николай Селенков, руководитель структурного подразделения Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы Технологический колледж №21 Валентина Володько.

Руководитель анимационной студии DeaFilm, международный эксперт “Абилимпикс” Дмитрий Барулин рассказал о своем успешном опыте работы с глухими и слабослышащими людьми – он уже много лет работает вместе с ними в области создания анимации и спецэффектов. Его сотрудники, в частности, участвовали в создании спецэффектов, к недавнему художественному фильму “Дуэлянт”, который получил немало замечательных экспертных оценок.

Заведующая лабораторией русского жестового языка РГСУ, переводчик русского жестового языка Валентина Камнева подтвердила, что сбой коммуникаций в школе является действительно очень острой проблемой. Обычно в школах с инклюзивным образованием слышащие родители противятся раннему изучению детьми жестового языка и необходимости сопровождения уроков переводчиком русского жестового языка. В этом их поддерживают и учителя, которые просто-напросто опасаются, что им придется дополнительно изучать жестовый язык, чего им совершенно не хочется из-за лени. А страдают от этого дети. И с этим важно и нужно работать, преодолевать стереотипы. Глухому ребенку в силу его особенностей необходимо с раннего детства быть билингвом. Знание жестового и русского языков дает ему естественную возможность продуктивно учиться, общаться и развиваться. Такой расклад нужно создавать для того, чтобы дети могли расти, получать достойное современное образование и возможность себя реализовать как в работе, так и в самостоятельной жизни.

Фото: Владимир Чернявский

Добавить комментарий