Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Один из первых

В 12-м номере журнала “ВЕС” за 2014 год, в статье “Новое открытие мастера”, я писал о Николае Ивашенцове, глухом художнике, который впервые в России нарисовал “Ручную азбуку глухонемых”, опубликованную в 1821 году. Статью я подготовил после того, как получил из Англии письмо от Тоби Мэтью, купившего у арт-дилера три литографии русских художников, в том числе одну работу Н. Ивашенцова (кстати, в публикации я неосторожно приписал все работы глухому художнику, хотя в письме англичанина об этом речи не было, более того, одна из литографий является копией работы выдающегося российско-польского художника А.О. Орловского “Извозчик с возом овса у амбара”). В завершение я выразил надежду, что со временем всплывут подробности биографии глухого рисовальщика.

Рисунок1

Времени прошло, вроде, немного, но сколько всего случилось! В том числе и выставка копий художественных работ воспитанников Петербургского училища глухонемых, включавшая работы Ивашенцова, в музее МЦР (ЛВЦ) в Павловске. И… “восстановление” биографии художника!

В книге Д.А. Ровинского “Подробный словарь русских граверов”, том I (СПб, 1895) упомянуто, что в библиотеке Павловского дворца имеются работы Николая Ивашенцова: “Три головки восточного типа” (1819) и “Голландские мужики за столом” (1820). Познакомившись в 2015 году, во время празднования 50-летия ЛВЦ-МЦР, с молодым искусствоведом Жанной Приваловой, я предложил ей сделать запрос в Павловский дворец-музей. Но Привалова в то время готовилась к защите своей дипломной работы в Академии им. Репина, поэтому время для запроса она нашла только в апреле 2016 года. И – вот удача! – работы Ивашенцова нашлись! Более того, Павловский дворец-музей сообщил, что имеются также работы учеников первого набора Училища глухонемых, которые были преподнесены в дар императрице Марии Федоровне. В том числе и работа Александра Меллера – того самого мальчика, которого императрица Мария Федоровна встретила на прогулке. И Михаила Наумова, и Анны Крашенинниковой, и Дарьи Никитиной, и других лучших учеников! (Из исторического очерка Николая Лаговского мы знаем, что они были первыми воспитанниками из крепости БИП.) И самого Николая Ивашенцова в период его обучения в Санкт-Петербургском училище для глухонемых.

Жанна Привалова вступила в деловую переписку с дирекцией дворца-музея, и в итоге музей дал фотокопии работ и разрешил организовать выставку в колледже МЦР. Она открылась 5 октября в присутствии директора Центра Владимира Бабкова, преподавателей Центра и гостей-любителей изящных искусств.

Качество работ поражает. Да, это копии, но как они выполнены! Впрочем, это неудивительно – учителями глухих ребят были прекрасные граверы и рисовальщики Н. Уткин и К. Гампельн (глухой). Впрочем, первым учителем рисования был Павел Батенин – Жанна Привалова с любезного разрешения Исторического архива скопировала лист, из которого следует, что этот выпускник Академии художеств преподавал в училище глухонемых. Его пригласил на работу директор училища Жоффре, который прекрасно понимал, что неслышащему Батенину будет легче обучать “своих” рисованию. Тогда он должен был ходить в училище три дня в неделю и заниматься обучением рисованию около двух с половиной часов в день. За это он получил жалованье в сумме триста рублей в год. В дополнение к экспозиции Жанна также подготовила материалы об Александре Меллере и его семье.
А теперь о жизни художника…

Появилась в 1978 году статья искусствоведа Григория Островского (Неизвестные иллюстрации к “Мертвым душам”//Панорама искусств. Вып. 1. 1977–1978. М., 1978), в которой он упоминал, что Ивашенцов рисовал портреты “графа Ф. Толстого, князя М. Воронцова, генерала Хрулева, графа Остен-Сакена, князя А. Гагарина и других, исполненные достаточно профессионально и с несомненным портретным сходством, и пейзажи, и анималистические сюжеты, и иллюстрации, в том числе весьма любопытные к “Робинзону Крузо” (1850)”. Островский в статье также разбирал особенности иллюстраций Ивашенцова к “Мертвым душам” Н. Гоголя.

Когда и где родился и умер художник – было неизвестно. Но совсем недавно – в “Вестнике Северного (Арктического) федерального университета” (№1, 2016 г.) был опубликован материал о Н.И. Ивашенцове Сергея Манькова, заместителя директора Историко-литературного музея города Пушкина. Работа исследователя основана на архивных документах и иных первоисточниках середины XIX века.
Здесь я кратко перескажу биографию художника согласно публикации С. Манькова.

Николай Иванович Ивашенцов родился в 1803 году в семье поручика Ивана Петровича Ивашенцова (1776–1810). Род Ивашенцовых принадлежал к древнему дворянству Солигаличского и Буйского уездов Костромской губернии. Глухой от рождения Николай в 7 лет остался полным сиротой.

В его судьбу счастливым образом вмешалась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Дело в том, что в 1796 году для сообщения о рождении ее третьего сына, будущего императора Николая I, из Царского Села в Санкт-Петербург к Екатерине II нарочным был послан вахмистр лейб-гвардии Конного полка Иван Петрович Ивашенцов. Позже отец Николая Ивашенцова был переведен на службу в Кавалергардский полк, над которым шефствовала Мария Федоровна. И неудивительно, что глухой сирота попал в Училище глухонемых, которое с 1810 года располагалось уже не в Павловске, а в Санкт-Петербурге.

Каким-то образом Н. Ивашенцов был представлен будущему императору Николаю I. Благодаря его протекции 20-летний Ивашенцов 20 августа 1823 года был принят в качестве вольнонаемного художника в чертежную генерал-инспектора по инженерной части. И стал жить в помещении в Инженерном замке Санкт-Петербурга (здесь, в бывшем Михайловском дворце был задушен император Павел, супруг Марии Федоровны).
Ивашенцов занимался раскрашиванием рисунков обмундирования российской армии и гвардии, черчением военных планов и карт, выполнял и каллиграфические работы.

25 апреля 1826 года по Высочайшему повелению императора Николая I Н.И. Ивашенцов был произведен в чиновники XIV класса, а 8 августа 1832 года зачислен в чертежную на действительную военную службу. 28 октября 1839 года был произведен в чин губернского секретаря. 18 апреля 1850 года переведен в Департамент военных поселений Военного министерства, а 6 мая назначен художником-рисовальщиком и гравером литографии при департаменте.
При этом Н.И. Ивашенцов умудрялся управлять своими имениями в Костромской губернии. Так, в 1853 году его вызывали в Буйский уездный суд за неплатеж казенной недоимки после продажи имения. В 1857 году в Костромской палате гражданского суда он спорил с вдовой своего дяди, полковницей Каролиной Ивашенцовой, по делу о праве владения имением своего умершего отца И.П. Ивашенцова.

Что касается частной жизни, Николай Ивашенцов женился на дочери основателя и первого директора Томской гимназии, коллежского советника барона Августа-Вильгельма-Готлиба фон Эйбена – баронессе Елизавете-Ксаверии (слышащей), но этот союз оказался бездетным.

В начале 1850-х годов Николая Ивановича постиг удар, он был частично парализован. 8 июля 1856 года он был уволен со службы по состоянию здоровья с пожалованием в коллежские секретари и назначением пенсии 350 рублей в год.
Скончался отставной коллежский секретарь Николай Иванович Ивашенцов 27 ноября 1864 года в Санкт-Петербурге.

Неожиданным образом теперь об Ивашенцове мы знаем чуть ли не больше, чем об его знаменитом учителе – Карле Гампельне, о котором неизвестно, был ли он женат и когда именно умер.

Виктор Паленный
(В едином строю. 2016. №11. С.26-27)

Съемка – Анатолий Муравьев
Монтаж и субтитрирование – Роман Парфенов

Добавить комментарий