Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Кинопремьера глухого режиссера Александра Гениевского

Самым интригующим моментом трехдневного юбилея ЛВЦ-МЦР в Павловске была премьера фильма глухого режиссера Александра Гениевского “Воспоминания о Варшавском гетто”. Она состоялась 17 октября в Центре культуры, кино и досуга г. Павловска сразу после открытия выставки художников.

Почему “самым интригующим”? Конечно, не все с этим утверждением согласятся. Но если остальные юбилейные мероприятия были более масштабными, однако вполне предсказуемыми, то кинопремьера казалась окутана туманом таинственности. Хотя неслышащие завсегдатаи Фейсбука, интересующиеся культурой, знали, что Гениевский уже давно работает над новым фильмом, и им любопытно было посмотреть на результат. Ну а остальные вообще не ведали, о чем фильм, так что тоже были заинтригованы.

А. Гениевский приглашает на премьеру фильма

Кто он, Александр Гениевский? Читатели журнала “ВЕС” хорошо знают Александра, благодаря его интересному интервью, которое он дал нам три года назад (№12, 2012). Тогда Гениевский участвовал в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля “Кино без барьеров” с художественным фильмом “Подарок”, в котором были парадоксально обыграны проблемы кохлеарной имплантации. А представлял он США, где живет более 20 лет. Родом Александр из Алма-Аты (Казахстан). Он нормально слышал, его призвали в армию, направили на учебу, а потом на службу в Афганистан. После одного боя Александр был тяжело ранен, выжил, но потерял слух.

В мир глухих он попал в 1981 году благодаря учебе в ЛВЦ, куда поступил на отделение КПО (культурно-просветительной работы). Там Александр начал осваивать жестовую речь и выступать на сцене. В 1984 году, узнав о наборе на курс глухих в Щукинском театральном вузе в Москве, рванул в столицу – и был принят. Это была знаменитая “группа Мекке”, которая оставила заметный след в истории российского театра глухих.

После выпуска из “Щуки” в 1989 году и нескольких лет работы в Москве, Гениевский получил приглашение преподавать в Галлодетском университете в Вашингтоне. Там он познакомился с американской неслышащей актрисой, у них завязался серьезный роман, вскоре Александр женился и остался в Соединенных Штатах, где он и живет до сих пор в Балтиморе. Там он работал и как актер, и как преподаватель, и как фотожурналист, а в последние годы увлекся кинорежиссурой и создает фильмы собственного производства. Для этого он основал студию “Universal Sign Entertainment”. Снято на сей день три фильма, в послужном списке – участие и награды в нескольких международных кинофестивалях глухих и слышащих.

Итак, что же увидели выпускники ЛВЦ в новом фильме Гениевского “Воспоминания о Варшавском гетто”? За основу сценария была взята книга глухого американца Евгения Бергмана, одного из немногих евреев, кто выжил в Варшаве в годы Второй мировой войны.

Мы видим его историю – от захвата фашистскими войсками Польши и создания еврейского гетто в Варшаве, историю жизни мальчика и его родственников в условиях, которые мало чем отличались от концлагерей. Люди голодали, но выживали и даже умудрялись организовать театральные постановки. А герой фильма рассказывает, как в результате зверского удара от фашистского солдата получил травму и потерял слух. Мы видим его и в наши дни, вспоминающего эти детали у памятника Холокосту в Балтиморе, и десятилетним отроком (игровые эпизоды), обучающимся устной речи у старого сурдопедагога.

Режиссер создал необычный сплав документального и игрового кино, в котором использована и классическая съемка, и кинохроника, и компьютерный монтаж, и условные театральные или рисованные декорации, и анимация. В фильме задействованы глухие артисты, играет и сам Александр (колоритная роль варшавского уголовника).

Кадр из фильма. Б. Брэгг читает авторский текст

Удачная находка – читающий на жестовом языке авторский текст знаменитый американский артист Бернард Брэгг. Несмотря на почтенные 87 лет, Брэгг находится в хорошей форме (правда, съемки были 3 года назад). Мне радостно было в этом убедиться, артист мало изменился после нашего знакомства в 2002 году на фестивале “Путь глухих” в Вашингтоне и последующих встреч в Мадриде и Москве. Особенно в фильме впечатляет финальное выступление Брэгга, когда он читает стихи польского поэта Чеслава Милоша о каруселях на фоне горящего еврейского гетто.

Это, пожалуй, самый пронзительный момент фильма. Невозможно не восхититься мужеством молодых евреев, понимавших, что всем обитателям гетто уготована смерть в газовых камерах, и решивших умереть не на коленях, а с оружием в руках. Два месяца фашисты с танками и пушками не могли подавить сопротивление в гетто!

После премьеры в Павловске

Такие страницы истории не должны никогда забываться. И хочется поблагодарить Гениевского за то, что он взялся за такую трудную и не самую популярную тему. Об этом говорили после премьеры некоторые зрители, из тех, кто досмотрел фильм до конца. Не все выдержали почти полуторачасовую трагическую историю. Да и в художественном плане в фильме не все идеально, наверняка Александр еще будет дорабатывать его. Так, мне показалось, что не обязательно держать до конца секрет, как оглох герой фильма, ведь после сцены с ударом прикладом и дальнейшим обучением у сурдопедагога уже все ясно.

Гениевский рассказал, что на съемки ушло примерно 20 тысяч долларов, большая часть из них – гранты и благотворительная помощь. Работа над фильмом продолжалась более двух лет, и фактически в Павловске состоялась настоящая премьера “Воспоминаний”, до этого был только показ в узком круге профессионалов в США. Для российской премьеры Александр специально подготовил русские субтитры.

В планах режиссера – участие с фильмом в кинофестивалях в Польше, США, Канаде. Пожелаем ему успешного показа и новых свершений!

Василий Скрипов, фото автора

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий