Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Чему научат глухих детей?

В Администрации Президента шли дебаты об образовании детей-инвалидов

24 июля в Администрации Президента Российской Федерации состоялось очередное заседание Комиссии по делам инвалидов под председательством Советника Президента Российской Федерации Александры Левицкой. Одним из главных в повестке заседания был вопрос «О задачах по созданию условий для обучения детей-инвалидов в специальных (коррекционных) дошкольных и общеобразовательных организациях».

После доклада заместителя министра образования и науки Вениамина Каганова по данному вопросу члены Комиссии выступили с критикой и замечаниями в адрес его министерства. Депутаты Госдумы Людмила Швецова и Олег Смолин потребовали прекратить практику сокращения специальных учебных заведений для инвалидов и обратить серьезное внимание на подготовку и переподготовку преподавательского состава, а также техническое оснащение таких школ.

Член Общественной палаты России Елена Тополева-Солдунова рассказала о нарушениях прав детей-инвалидов и их родителей на получение дошкольного образования и выбор учебного заведения, особенно в регионах.

Председатель Комиссии Александра Левицкая отметила разобщенность действий и недостаточный уровень межведомственного взаимодействия между исполнительной властью, учреждениями системы образования и здравоохранения, как на федеральном, так и на региональном уровнях, в том числе при организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий.

Отдельной критике подвергся процесс разработки и утверждения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся инвалидов. По данному вопросу остро выступил Президент ВОГ Валерий Рухледев (полный текст доклада приводится ниже).

Участники заседания и члены Комиссии были единодушны в том, что Минобрнауки игнорирует рекомендации общественных организаций инвалидов, и что необходимо больше сосредоточится на конкретной работе по повышению качества образования детей-инвалидов, в том числе глухих.

По итогам заседания Комиссии по делам инвалидов будет составлен Протокол, и его передадут в Правительство РФ для устранения недоработок в этом вопросе.

Приводим полный текст выступления Президента Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» Валерия Рухледева:

«Уважаемые участники заседания!

В настоящее время идет активное обсуждение проектов Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральных государственных стандартов начального общего образования глухих и начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших. Рассмотрев эти проекты, мы направили ряд замечаний в адрес разработчиков указанных стандартов (Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге, и Московский государственный педагогический университет в Москве), а также в Министерство образования и науки Российской Федерации. К сожалению, наши замечания, которые основаны на положениях Конвенции о правах инвалидов, не были учтены.

Все мы знаем, что согласно статье 24 Конвенции ООН, государства-участники принимают надлежащие меры по созданию условий образования инвалидов, в том числе содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для них языков и методов и способов общения в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию». В соответствии с этим Всероссийское общество глухих считает необходимым:

Первое:включить в Федеральные образовательные стандарты, в число квалификационных требований, предъявляемых к педагогическому и иному персоналу, работающему с детьми с нарушениями слуха, независимо от формы образовательного учреждения, владение русским жестовым языком. Одним из способов, может являться увеличение количества учебных часов для изучения предмета «Русский жестовый язык» в высших учебных заведениях по специальности «сурдопедагогика», так как сегодня Государственный образовательный стандарт высшей школы по специальности «Сурдопедагогика» предусматривает всего лишь 102 часа на изучение вербальных и невербальных средств коммуникации. Этого времени совершенно недостаточно для изучения русского жестового языка.

Мы не против вербальных методов обучения, мы за билингвизм, для того чтобы повысить качество образования глухих.

Второе: включить в Государственные образовательные стандарты положения, которые устанавливают использование русского жестового языка в специальных образовательных учреждениях для лиц с нарушениями слуха.

Третье: предусмотреть в образовательных стандартах введение предмета «Русский жестовый язык» в структуре основных образовательных программ для слабослышащих и позднооглохших.

Также вызывает беспокойство, тот факт, что часто нарушается положение Конвенции о правах инвалидов, согласно которому «Государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком». Сегодня в большинстве случаев слабослышащих и глухих учителей не берут на работу в специальные коррекционные школы для глухих. Эта проблема требует незамедлительного решения.

В дополнение хочу сказать, что в конце мая текущего года в Москве состоялась II Международная научно-практическая конференция «Лингвистические права глухих», где обсуждались различные аспекты использования жестового языка в образовании, и вызывает сожаление тот факт, что Министерство образования и науки России не приняло участия в дискуссионной части этого международного форума. Резолюцию по итогам Конференции хочу передать Вам, Александра Юрьевна.

В статьях 14 и 19 федерального закона ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» четко прописан статус и значение русского жестового языка, но из-за самоустранения Минобрнауки России хромает исполнение этих статей.

Всероссийское общество глухих как заинтересованная сторона выражает надежду, что в Минобрнауки России будут активнее привлекать нашу организацию к решению проблем образования инвалидов по слуху, и это сотрудничество будет носить не формальный, а конструктивный характер.

Спасибо за внимание!»

ВОГинфо.ру

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.