Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Что лучше для глухих детей?

В Санкт-Петербурге прошла конференция «Биологические и социальные основы коммуникации»

С глухими и слабослышащими мамами


С 21 по 23 октября 2014 года в институте физиологии им. И.П. Павлова (г. Санкт-Петербург) была проведена научно-практическая конференция с международным участием «Биологические и социальные основы коммуникации». Судя по программе, конференция делала акцент на развитие речи и слуха, позволяющие повысить эффективность в коммуникации между обществом и детьми с различными нарушениями речи, слуха, зрения и умственного развития.

Поскольку одной из основных задач ВОГ является обеспечение свободного доступа к информации для глухих, Всероссийское общество глухих не могло пропустить такое мероприятие. ВОГ обращает внимание на качество реабилитационных процедур после внедрения кохлеарного имплантата, то есть на программы развития слуха и речи.

Институт физиологии им. Павлова славится в том числе тем, что один из известных и заслуженных ученых, Чистович Людмила Андреевна, много лет отдавшая исследованию механизмов восприятия речи, на склоне лет резко сменила область профессиональной деятельности. Теперь вся её энергия и новаторские идеи оказались обращенными к социальным проблемам. Основное внимание Людмилы Андреевны привлекла одна из самых незащищенных в советскую эпоху категорий населения, а именно дети с нарушением развития, и она с энтузиазмом приступила к реализации проекта «Центр раннего вмешательства в России», который находится в Санкт-Петербурге. Один из аспектов деятельности этого центра – скрининговое обследование слуха у детей.  

На конференции было достаточно много специалистов и родителей детей с ОВЗ из центра раннего вмешательства. По ощущениям, вся их энергия направлена не на развитие личностных качеств детей, а на развитие у детей и понимание ими речи. Звучали такие доклады, как, например, «Особенности освоения языка ребенком, имеющим проблемы в области звукопроизношения», «Коррекционная работа по формированию и развитию устной речи, проводимая с детьми, имеющими нарушения слуха» и т.п.

С любопытным докладом выступила И.А. Вартанян: «Соотношение слуха и речи у детей младшего школьного возраста». Докладчик рассказала о тенденции снижения слуха у детей младшего школьного возраста г. Санкт-Петербург. Всё началось с того, что в школах стали замечать, что некоторые дети на уроках хуже остальных воспринимали материал, много отвлекались. А также их речь была нечистой – не тот тон задавали, не всегда верно реагировали на интонацию преподавателей и ребят. При обследовании из 179 ребят массовых школ у 30% обнаружили незначительное снижение слуха. Но даже такого снижения стало достаточно, чтобы это негативно повлияло на качество речи. Одна из главных причин снижения слуха в данном моменте – систематическое заболевание уха-горла-носа. На эти сведения среагировали шведские исследователи слуха. Они занимались тем же исследованием в Грузии и обнаружили лишь у 7% детей младшего школьного возраста незначительное снижение слуха. Отсюда можно сделать вывод, что климат является немаловажным фактором, оказывающим влияние на состояние слуха.

Выступление Анны Комаровой


А.А. Комарова, директор Центра образования глухих и жестовго языка им. Г.Л. Зайцевой, сумела разбудить живой интерес зала к своему докладу: «Роль жестового языка на ранних этапах развития ребенка с нарушением слуха». Она была первой на конференции, кто настаивает на необходимости и эффективности жестового языка для коммуникации с людьми и познания окружающего мира. В завершение доклада она показала всем видео, где глухой папа общается со своим слышащим сыном на жестовом языке. Это стало подтверждающим доказательством того, что на жестовом языке можно свободно обмениваться информацией, создать полноценную коммуникацию.

Тем не менее, нашлись противники жестового языка. Ими являлись некоторые мамы глухих детей с КИ, специалист по восстановительному лечению после операции внедрения КИ. Но выступила одна мама такого ребенка с очень смелым заявлением: она очень жалела, что раньше не выучила ЖЯ, тратила столько времени, заставляя ребенку учиться говорить. Она поняла: нельзя делать вид, что все хорошо, что КИ – это решение всех проблем, все равно ребенок не станет слышащим, как бы ни этого хотелось. Она вызвала уважение с нашей стороны. 

После Анны Комаровой выступала М.Н. Титенко со своим докладом «Особенности формирования межличностных отношений в семьях, имеющих детей с нарушением слуха». Порадовал один момент: она, как и Анна Комарова, подчеркнула необходимость владения жестовым языком. А также подтвердила, что жестовый язык ни в ком случае не портит интеллектуальное развитие, а, наоборот, способствует его бурному развитию. 

В конце конференции был круглый стол, где горячо обсуждали программу социальной помощи родителям детей с различными нарушениями развития. Многие родители сошлись во мнении о некомпетентности врачей – бывает, что вместо того, чтобы сгладить стрессовую ситуацию, врачи только усугубляют её. А также давят на родителей, заставляя делать хирургические операции по вживлению КИ, не всегда снабжая их информацией о последствиях. 

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий