Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

С любовью о родителях

В день влюбленных – рассказ о настоящей любви

24 марта прошлого года я, как слушательни­ца курсов «переводчик в сфере коммуникации неслышащих» РГСУ, присутствовала на первом конкурсе жестового рассказа, который проходил в Москве, на сцене Театра мимики и жеста. Вел конкурс Виктор Паленный.

Главный редактор журнала «В едином строю» рассказал о культуре глухих в России и за ру­бежом. Какой интересный жанр для творчества был предложен в тот вечер! Я всё время ловила себя на мысли, что вспоминаю разные смешные истории из школьной жизни (я сурдопедагог), а самое главное, те истории, которые расска­зывали мне мои родители Вячеслав Иванович и Любовь Николаевна Зайченко. И мне очень за­хотелось рассказать о них: об их личной победе над глухотой, их семейной культуре и жизни в социуме, их доброте и человеколюбии. Но для выступления на сцене тогда не хватило смело­сти… А сегодня решилась написать в журнал, сделав родителям подарок к юбилею – 55-летию совместной жизни, который отметим в августе (2013 года – прим. «ВОГинфо.ру»).

Мои родители перенесли тяжёлые заболева­ния в годы Великой Отечественной войны, выжи­ли, но слух безвозвратно потеряли. В 1944 году маму направили учиться в специальную школу города Армавира. На учёбу и домой в станицу Новопокровскую Краснодарского края приходилось ездить на стыках вагонов военных эшело­нов. Первые свои победы мама хорошо помнит: это выступления на конкурсах самодеятельности танцевального коллектива школы, которому не было равных среди коллективов слышащих. Ма­леньких глухих танцоров учили чувствовать ритм танца, держать рисунок танца в голове, а не без­думно выполнять указания педагога. С 1948 года мама продолжила учёбу в Ейской специальной школе-интернате, окончив которую устроилась в УПП ВОГ города Краснодара, где получила про­фессию швеи. Мама в 17 лет уже сама зараба­тывала себе на жизнь.

Папа начал свою учёбу после войны в специ­альной школе-интернате города Луганска. Рас­сказывал о том, как любил «слушать глазами» истории, беседы между старшеклассниками, которые снисходительно разрешали смышлёно­му малышу вникать в разговоры «взрослых».

Папа и мама – выпускники Ейской специаль­ной школы-интерната. Но познакомились они в Краснодаре, куда папа приехал для участия в шахматном турнире. (Вообще-то папа при­ехал на свидание к маминой подруге, но под­руга «набивала себе цену», а мама по-дружески накормила уставшего с дороги папу яичницей на сале и редиской с зелёным лучком… И после этого папа сделал правильный выбор). Свадьбу сыграли в маминой станице: в казачьей хате при керосиновых лампах, веселились от души, ведь свадьба глухих – диковинка для станичников. Все гости пошли провожать молодых на поезд: процессия с песнями и плясками под баян растянулась на всю станицу! А приданое – чемодан­чик вещей да швейная машинка.

Мои первые воспоминания – я не понимаю, о чём говорят родители между собой. Со мною они говорят речью и сопровождают её жестами, а между собой – только жестами. Мне всё время хотелось понимать их: им всегда так интересно было друг с другом разговаривать! Но, несмотря на эти трудности, в раннем детстве взаимо­понимание с родителями было полное. Папа играл со мной так, что я надрывалась от смеха, всегда был готов выполнить любое моё желание: сделать кроватку для куклы, починить велоси­пед, сделать что-нибудь нужное для садика или школы. А мама давала мне уроки шитья, помо­гала вдевать нитку в иголку, сделать выкройку. Она всегда много шила и не только на заказ: вся наша семья была ею обшита! Наше любимое с ней занятие – придумать фасон платья и сделать так, чтобы это было очень красиво и неповто­римо. Вещь, сшитая мамой, всегда была самая красивая и самая лучшая!

Родители – активисты ВОГ. В 50-е годы помо­гали восстанавливать здание клуба ВОГ в Ейске, мама была активной участницей художествен­ной самодеятельности, а затем и председате­лем МРП ВОГ, папа – её поддержка и опора – председатель союза авто-мотолюбителей глухих г. Ейска в 70-е годы, шахматист, интересный рассказчик, художник-оформитель, если надо, то и плотник, и электрик, и каменщик. Помню, как в начале 80-х коллектив художественной самодеятельности МРП ВОГ г. Ейска готовился к конкурсу агитбригад. Все были заражены мами­ным энтузиазмом: нашли интересный сценарий «Время, вперёд!» и настоящего профессиональ­ного режиссёра (слышащего), шили костюмы, репетировали вечерами в клубе, не считаясь с личным временем. Папа смастерил макет Спасской башни Московского Кремля, копируя фотографию. И вот выступление в г. Краснода­ре, затем в Орджоникидзе и – победа! В жизни моих родителей их было немало – славных дел, ежедневного человеческого труда и побед над глухотой.

Родители помогли вырастить мою дочь. Она раньше научилась общаться жестами, чем словесной речью. Как только мама начинала ей в лицах рассказывать и показывать жестами исто­рии про Курочку Рябу и Мышку, про репку или теремок, я могла, не таясь, убегать на работу: дочь забывала обо всём.

Сейчас папе – 78 лет, маме – 75. Папа имеет звание «Ветеран труда», его помнит и любит санаторий «Ейск». Мама имеет звание «Отличник ВОГ», награждена нагрудным знаком ВОГ «За особые заслуги» III степени.

Уверена, есть немало слышащих сыновей и дочерей глухих родителей, которые могли бы с искренним чувством любви и благодарности рассказать о своих удивительных родителях. Предлагаю провести на страницах вашего люби­мого журнала конкурс рассказов о каком-либо событии, случае из жизни родителей. Это будет и наш вклад в культуру неслышащих людей.

Ирина Зайченко
Журнал “В едином строю” № 7 2013 г.

Добавить комментарий