Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

0 0 голоса
Рейтинг статьи

«МИР СКВОЗЬ ТИШИНУ» – ШАГ ВТОРОЙ

Когда кинофестиваль проходит во второй-третий раз, то это означает, что он становится уже традиционным. Поэтому так важен был Второй Международный фестиваль кино и визуальных искусств «Мир сквозь тишину», прошедший 1-3 октября в Москве.

Президент ВОГ Станислав Иванов

ФЕСТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Вновь, как и в 2019 году, его организатором была АНО «Мир тишины», возглавляемая Александром Гениевским. И вновь Всероссийское общество глухих оказало основную поддержку фестивалю – и финансовую, и организационную. Не случайно кинофест был посвящен 95-летию ВОГ и прошел в дни, когда все региональные отделения Общества собрались в Москве на юбилей. Кроме ВОГ, поддержали кинофестиваль также Министерство культуры РФ, Союз кинематографистов РФ, Национальный фонд поддержки правообладателей.

Учредитель и президент кинофестиваля Александр Гениевский 

И снова фестиваль прошел в знаковом месте – в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, в кинотеатре «Поклонка». На сей раз не в малом, а в большом зале, названным именем маршала Победы – Георгия Жукова. И Александр Гениевский, выступая на фестивале, не раз обыграл образ Победы. Действительно, все 17  фильмов-участников, независимо от полученных призов, можно назвать победителями, ведь они попали в конкурсную программу, пройдя жесткий отбор.

Народный артист РФ Андрей Житинкин 

Судьбу призов решало профессиональное жюри, возглавляемое, как и в прошлый раз, Народным артистом России режиссером Андреем Житинкиным. Кроме него, судьями были: актриса театра и кино Дарья Белодед, директор театра «Недослов» Сергей Бидный, директор РООИ «Перспектива» Денис Роза, кинорежиссер Наталья Кадырова, директор ТМЖ Роберт Фомин, кинорежиссер и сценарист Александр Фомичев.

Актриса театра и кино Дарья Белодед

А почему в названии фестиваля значится: «и визуальных искусств»? Потому что вдобавок к фильмам можно было посмотреть и небольшую выставку глухих художников – живопись Юрия Чернухи, Александра Мартьянова (оба входят в команду фестиваля), Юлии Худяковой, Михаила Горюнова, скульптуры Адиля Алиева.

Исполнительный директор Андрей Андрейкин и Александр Гениевский

БЫЛЬ О МУЗЫКЕ

На открытии и закрытии фестивалей всегда показывают ударные фильмы. Так получилось и здесь. Всем киноманам уже знакома нашумевшая бельгийско-американская лента «Звук металла», получившая в этом году две премии «Оскар» и несколько номинаций. Но не все ее видели. Я посмотрел впервые. И должен сказать, впечатления неоднозначные.

С одной стороны, качественная режиссерская работа Дариуса Мардера, продуманный сценарий, хорошие актеры. История рок-музыканта, внезапно потерявшего слух, заставляет сопереживать ему. Он бывший наркоман, которому удалось завязать, но случившееся ставит его на грань кризиса. Он мечтает вернуть слух с помощью кохлеарной имплантации (КИ), но цена операции для него непосильна. Тогда он вступает в общину глухих, учится жестовому языку и жизни в новой реальности. Однако не выносит этой жизни, его выгоняют. Когда наконец ему делают КИ, он снова слышит звуки музыки, голоса людей, любимой девушки, его любовь  снова с ним. У него возвращается вкус к жизни. Но… звуки уже не те, искаженные. Герой не выдерживает и снимает аппараты КИ.

Но, с другой стороны, в сюжете чувствуется много несостыковок. Так, вызывает сомнение, что спустя короткое время после КИ, несмотря на искаженные звуки, герой легко понимает собеседников, даже не глядя на них. Так же нелогично выглядит финальный отказ от звуков. Это было бы оправданно, если бы этот человек не слышал с детства. Но парень, только что потерявший слух и для которого музыка – больше, чем профессия, вряд ли так поступит. Впрочем, это мое частное мнение, могу и ошибаться. Кроме того, фильм мне показался рыхловатым по форме.

А профи высоко оценили фильм – наше жюри присудило «Звуку металла» спецприз, а также отметило Риза Ахмеда за лучшую мужскую роль, а Пола Рейси, сыгравшего глухого наставника общины, за лучшую роль второго плана.

СКАЗКА О ПРЕОДОЛЕНИИ

Красиво получилось – фильм закрытия «Битва» как бы закольцевал тему слышащего музыканта, внезапно оглохшего и мечтающего о кохлеарной имплантации как спасении от беззвучия. 

На мой взгляд, эта лента, снятая российским режиссером Анаром Абасовым, сделана гораздо качественнее американской – и по режиссуре, и по логичности. Смотрится на одном дыхании. Профессиональный танцор и хореограф Антон в драке падает головой на камень. Кома, борьба за его жизнь. Когда он выздоравливает, слух не возвращается. И здесь тоже у героя фильма – жизненный кризис, потеря профессии, крах любви.

Конечно, врачи ему советуют сделать КИ, но для бесплатной имплантации надо ждать год. Антон не хочет ждать, верните ему слух сейчас же! Но на платную операцию (миллион рублей) у его родителей нет денег. Махнув рукой, он плывет по течению – соглашается на слухоречевые занятия и чтение с губ. А преподавателем оказывается красивая учительница из школы глухих детей. Ребята, узнав в Антоне звезду стрит-данса, просят научить их танцам. Сначала он сомневается, потом соглашается. Первые уроки, первые неудачи. А под конец глухие дети танцуют не хуже профи. И команда Антона, составленная из слышащих взрослых и глухих школьников, побеждает на национальном чемпионате! Хотя я, как глухой зритель, понимаю, что в жизни такого не бывает, но фильм заставляет поверить в сказку и сопереживать Антону с ребятами.

И вот тут – в финале – главная ошибка фильма. Опять же на мой любительский взгляд. После триумфа Антону дают деньги на имплантацию. И вот он снова слышит.

Но это противоречит идее фильма! Ведь Антон выиграл битву с глухотой БЕЗ ИМПЛАНТАЦИИ! Он преодолел беззвучие, вернулся в профессию, стал лучшим, более того, стал наставником и примером для глухих детей – будучи глухим. Вот на этой эффектной ноте и надо бы завершить фильм!

Тем не менее, жюри фестиваля признало «Битву» лучшим игровым полнометражным фильмом. Что ж, качественные сказки нужны всем – и слышащим, и глухим.

СВОИ И ЧУЖИЕ

Большинство других фильмов были короткометражные, а некоторые – и совсем коротенькие, на пять минут. Но краткость часто сопутствует таланту. Приятно, что «Приз зрительских симпатий» достался хорошо знакомому нашим читателям Владимиру Чернявскому из Ставрополя за ленту «Мой папа». Лаконичный и выразительный фильм, в котором милая и непосредственная глухая девчушка убеждает слышащего отчима овладеть жестовым языком, чтобы общаться с ней.

К сожалению, российских глухих режиссеров в фестивале участвовало совсем мало. Кроме Чернявского, это Андрей Андрейкин с фильмом «Клоуны. Психоделика». И хотя этой экспериментальной ленте в жанре трэш-комедии присужден приз «За лучшую студенческую работу» (это дипломная работа на режиссерских курсах), мне кажется, что такой мастер, как Андрей, способен на более серьезные и глубокие произведения.

Лучшим короткометражным фильмом признано произведение «Своя-чужая» американского режиссера Эрики Дэвис-Марш  о девушке, которая выросла в семье глухих родителей (ребенок CODA), разрывающейся между двумя мирами – слышащих и глухих, пытающейся определить свое место в жизни.

Приз за лучшую режиссуру получил фильм «Надежда» Давида Эллингтона из Великобритании, рассказавший в художественной форме историю реальной девушки, умершей от онкологии. Лаконично и ненавязчиво режиссер показал трагедию веселой красивой школьницы, боровшейся с болезнью, окруженной любовью ее глухих друзей и родных, и оставшейся в их памяти оптимисткой.

Ленты из Великобритании взяли еще несколько призов – «За самый актуальный фильм из жизни неслышащих» – «Несчастный глухой» режиссера Марка Коркиндейла (Австралия), «За лучшую женскую роль» – «Узнать его», снятый Тедом Айвансом, «За лучший актерский ансамбль» – «По-прежнему здесь» Луиса Нитлинга.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

На театрализованной церемонии закрытия фестиваля зрители увидели прекрасные жестовые песни в исполнении актеров театра «Недослов» и Театра мимики и жеста. А призы лауреатам вручали не только члены жюри и Александр Гениевский, но и  президент ВОГ Станислав Иванов, и лидер Всемирной федерации глухих Джозеф Мюррей. Жаль, что участники из США и Великобритании не смогли приехать на фестиваль, но ведь мы живем до сих пор в условиях пандемии.

Президент ВОГ Станислав Иванов и Александр Гениевский 
Александр Гениевский и Президент Всемирной организации глухих Джозеф Мюррей
Актеры Театра Мимики и Жеста Алексей Лемешев и Ольга Вологжина
Актеры театра «Недослов»

Редакция попросила Александра Гениевского прокомментировать итоги киносмотра.

– Как вы оцениваете прошедший фестиваль?

– Ох какой непростой выдался этот киносезон! Нам пришлось дважды переносить сам кинофестиваль из-за пандемии, трижды менять место проведения. И еще много других организационных проблем… И то, что в конце концов удалось провести фестиваль на профессиональном уровне – это также заслуга ВОГ, его президента Станислава Иванова и начальника отдела культуры ВОГ Дмитрия Жевжикова. И благодаря содействию администратора НФПП Юлии Иваниной, и еще многих других творческих людей. Как следствие, мы получили множество доброжелательных откликов как от СМИ, так и от самих зрителей. Так что второй международный кинофестиваль “Мир сквозь тишину”, как и предыдущий, прочно вписался в историю.

– Что удалось сделать и что не удалось?

– Главное, что у нас получилось не отступить перед сложностями  времени. Не подвести своих спонсоров и партнеров, всех участников, подавших заявки. Мы оправдали их доверие, когда они прислали нам свои лучшие фильмы, не требуя от этого никакой оплаты. Хотя известно, что это довольно сложная задача – заполучить коммерческую кинокартину на некоммерческое мероприятие. И один из победителей – фильм «Битва» студии «Рок» продюсера и режиссера Алексея Учителя, который  согласился на участие, потому что поверил нам. И многие другие кинодеятели стали лучшими друзьями кинофестиваля. Я горд за всех наших коллег, организаторов, и значит, мы тоже победили в этой локальной кино-битве.

Что не совсем удалось, так это развернуть полностью выставку неслышащих художников из-за раздела места проведения фестиваля. Я пришел к выводу, что две интереснейшие формы искусства одновременно показывать довольно сложно. Поэтому будем решать вопрос о проведении Третьего кинофестиваля отдельно от художественного вернисажа.

Для тех, кто не имел возможности посмотреть фильмы во время проведения кинофестиваля, мы планируем организовать специальные показы во многих регионах РФ в новогодние каникулы,  или весной следующего года. К нам уже поступили заявки от нескольких региональных правлений ВОГ и из крупных городов России.
Информацию об этих кинопоказах смотрите на сайте www.deafcinema.org

Фотография с организаторами и участниками кинофестиваля

Василий Скрипов
Фото – Оксана Смидович

5 5 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии