Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Москва

Безымянная звезда упала в Театр мимики и жеста

В Театре мимики и жеста состоялась премьера спектакля «Безымянная звезда» (в основе – пьеса румынского писателя Михаила Себастьяна).

Есть соблазн сравнить его с одноименным фильмом Михаила Козакова, который знаком всем, кто вырос в СССР. Но смысла в этом мало. Ведь наш спектакль – пластическая постановка, совсем иной жанр. Артисты не говорили словами, даже жестами глухих. А раз мысли и эмоции выражаются посредством телодвижений, то здесь все «заострено», как бы утрировано. Так и было задумано режиссером Юлией Чекмасовой, той, что недавно поставила в ТМЖ «Ночь перед Рождеством». Ассистировала ей художник-оформитель Александра Медведева. А средства на постановку выделены Министерством культуры РФ в рамках фестиваля «Территория жеста», о чем заявил директор – Николай Чаушьян.

Вадим Николаев играет сельского учителя, интеллигентного, застенчивого, увлеченного астрономией и далекого от реальной жизни. На сцене – телескоп, он смотрит в него, кружит его: он весь в звёздах…

Следующие события разворачиваются в здании вокзала. В заштатном городке жизнь течет медленно и скучно. Бессмысленная жизнь обывателей, лишенная увлечений, идеалов… Чуть ли не единственное развлечение – проезд по станции столичного поезда-экспресса. Реально он не проносится, на него указывают время от времени появляющиеся клубы дыма.

Поэтому вокзал – не последнее место в городке. Главный здесь – начальник вокзала, которого играет Сергей Семененко. В спектакле он такой важный (и смешной) в костюме и фуражке. Чтобы придать какую-то осмысленность своей работе, начальник ходит степенно, делает указующие жесты, отдавая приказы Икиму, своему помощнику в исполнении Антона Балушева, недавнего выпускника РГСАИ. Семененко отлично владеет телом, и его кульбиты в воздухе просто восхитительны.

Раз за разом на сцену выбегает стайка гимназисток в белых передничках. Муштрует их училка-мымра в исполнении Светланы Вакуленко, нацепившей на нос очки. Раз за разом она дает установку: не подкрашивать губы, не улыбаться и махать проносящемуся мимо поезду, не поднимать юбки выше коленок. И девочки грустно показывают это средствами пантомимы. А им так хочется вырваться из этого захолустья, оказаться в той красивой жизни, символом которой является загадочный экспресс. Самая непокорная из них та, которую играет Алена Молоснова.

Учитель бежит на вокзал, заслышав, что привезли долгожданную редкую книгу по астрономии. И действительно, продавец Паску (эту роль играет Роберт Фомин) раздает жителям городка посылочки. Прям как Дед Мороз. Темнеет… Учитель листает фолиант и пытается показать приземленному начальнику вокзала созвездия.

А тем временем там неожиданно останавливается поезд и высаживает безбилетную пассажирку. «Дыша духами и туманами», Незнакомка в сопровождении ошеломленного начальника вокзала заходит внутрь…

Ольга Вологжина сыграла легкомысленную эгоистичную красотку, капризную, избалованную донельзя. Но особенной элегантности и аристократизма, как у Анастасии Вертинской в фильме Козакова, в ней нет. Режиссер даже рискнула сделать Незнакомку вульгарной (чуть не задушила своим белым шарфом боа бедного начальника вокзала!). Но в пластической постановке актриса смотрится естественно.

Прекрасной Незнакомке Учитель предлагает свой кров. Домик неказист, на столике – связки книг, но он демонстрирует гостье свои богатства – бесчисленные звезды на небосводе: посмотри туда! Смотри! Среди них и звезда, которую он открыл! Дама ошеломлена, ее охватывают новые чувства, она ощущает нечто небывалое…

Утром Учитель «летит на крыльях любви» за новым платьем. А она, держа цветочки с огорода, думает о том, как будет жить здесь, в убогой обстановке, чтобы быть вместе с любимым.

Что дальше?

Прибывает Григ, чтобы забрать свою содержанку. В это роли Сергей Родин предстал в непривычной для поклонников его таланта ипостаси жесткого, умного, циничного, уверенного в себе мужчины.

Григ понимает, почему его дама пленена этой романтикой, звездами, умиляется этим цветочкам… Но ночь прошла, пора вернуться в реальность! Любовь? Да, ладно… Останешься здесь – станешь вот такой! – Григ показывает на заглянувшую в дом мадемуазель Куку. Пора спуститься на землю!..

Незнакомка закрывает уши, она – в смятении. Вологжина выражает горе героини в «изломанных» порывистых движениях. Она понимает, что рано или поздно её наваждение рассеется, как сон, а в осадке останется грубая реальность. И светская звезда покидает свою любовь, возвращаясь в большой город с его суетой и соблазнами. Вот этот момент – один из самых эффектных в спектакле: группа обывателей «наступает» с одного конца сцены, обтекает Учителя и идет дальше – была около него стройная белая фигура и – не стало ее: нечего тут смущать наш покой, сбивать с пути истинного нашего Учителя! Потом эти же тусклые фигуры идут-танцуют вокруг Учителя, как бы рисуя круги водоворота, затягивающего его в тоскливые будни.

Но влюбленный Учитель смотрит на небо. Он останется здесь, будет ходить на работу, по ночам смотреть в телескоп. Только его Безымянная звезда будет в его сердце. И он остается романтиком и идеалистом и будет верить в свою мечту…

Вот этот сюжет был разыгран без слов! Блестящая постановка! Можно гастролировать и собирать полные залы. Скорей бы закончилась эта пандемия!

Текст: Виктор Паленный

Фото: Валентин Прикащиков

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.