Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Саратовская область

Памяти мастера

13 июня  у себя дома в Саратове скоропостижно скончался талантливый неслышащий художник и артист Михаил Диков. В последние годы он редко выставлялся как художник. А больше проявил себя как артист и сторителлер. Друзья записали несколько последних роликов с его рассказами на жестовом языке. Была в его игре какая-то хорошая шекспировская основа и закваска. Он мог мгновенно перевоплотиться в задуманный образ и сыграть здесь и сейчас. А раньше ему приходилось ставить на сцене, как режиссеру, отрывки из «Гамлета» и пушкинских «Маленьких трагедий». Он и сам играл в этих постановках.

М. Диков

Игровое начало было характерно для Михаила и в изобразительном искусстве, где он выбрал для себя псевдоним «М. Витте». Диков получил хорошее художественное образование, окончив художественно-оформительское отделение Ленинградского восстановительного центра. Интересно, что в ЛВЦ он попал в сильную группу вместе с В. Сидоренко, И. Солдатенковым,  А. Микляевым и рано ушедшим из жизни С. Корнеевым – имена этих художников сейчас хорошо известны. Но и в таком «звездном» составе Диков лидировал. И не случайно, что после окончания альма-матер он поступил в Императорскую Академию художеств, как он сам называл Институт живописи им. И.Е. Репина. Во многих работах, исполненных в те перестроечные годы, была заявлена тема религиозного обновления России. Но у художника причудливо сочетался серьезный подход к живописному ремеслу и игровой настрой, ироничное отношение к предмету, которое давали стимул творчеству. Его «коронные» работы тех лет – акварельные и графические миниатюры, выполненные в стиле «религиозного примитива».

Пушкин в полете

22 июля в редакции журнала «ВЕС» на сороковины по Михаилу Дикову собрались неслышащие московские художники, которые хорошо знали ушедшего Мастера. Ко Дню памяти была организована также мини-выставка его графических и акварельных миниатюр, которая разместилась в коридоре  УСПиР, где обычно и выставляются наши художники и фотографы. На ее открытии о Дикове очень тепло говорили Юрий Чернуха, Александр Мартьянов, Михаил Горюнов и Татьяна Танковская. Вспоминали юмористические случаи из жизни, розыгрыши, которые любил Диков. Артист Геннадий Митрофанов вспомнил о невероятном случае знакомства, когда Диков просто с ходу нарисовал его карандашный портрет.

Московские художники и редакция журнала «ВЕС» на открытии Посмертной выставки М. Дикова, 22 июля 2020 г.

Несколько слов о самой выставке – она собиралась импровизационно, «с бору по сосенке», и включила два с половиной десятка графических листов… Его друзья принесли по две-три работы, подарки от Михаила. В целом вернисаж отражает основные направления творческих поисков художника, здесь он предстает мастером иронично-психологического портрета, обращенного в прошлое России. Вот император Павел I, одной рукой держит подзорную трубу, а другой разглаживает красную перевязь. Кстати, это единственное цветовое пятно на черно-белом графическом листе. И этот бьющий в глаза красный цвет как бы намекает на его скорую трагическую гибель … Интересны также портреты императоров Александра I и Николая II. Есть миниатюры изображающие святых – апостола Петра, архангела Гавриила. Подводя итоги встречи, Юрий Чернуха сказал, что основные работы Михаила Дикова остались в Саратове и он вместе с саратовскими художниками через год подготовит большую ретроспективную выставку его графических и акварельных работ и это будет лучшей памятью о Мастере.

Художники-саратовцы на выставке В. Борисова-Мусатова. М. Диков – первый справа, 2004 г.

Об этом и о творческой судьбе Михаила мы поговорили с Юрой Чернухой на следующий день после открытия вернисажа.

Выступает Юрий Чернуха

– Многих удивила неожиданная смерть Михаила Дикова. Ты в это время был в Саратове, и все происходило у тебя на глазах, расскажи немного подробнее…

– Смерть Миши была полной неожиданностью для всех в Саратове. Сразу, как узнал о его смерти, хотя вначале и не поверил, днем 14 июня поехал домой к Мише, но выяснилось, что утром его уже увезли в морг. Где и какой морг, соседи не знали, только к вечеру нашли его. А на следующий день через полицию вышли на его сводную сестру, ей почти 70 лет, с трудом ходит и мне пришлось взять на себя все хлопоты. Вначале денег на похороны не хватало. Но глухие стихийно начали собирать деньги, и я срочно открыл отдельный счёт – объявив всем его номер. Скорость поступлений средств была поразительной и это «разрулило» ситуацию.

Свежий ветер с Тибета

Подчеркну инициативу молодых глухих Саратова – Лары, Кристины, Вадима и других, которые собрали более 19 тыс. рублей и передали мне. И я хочу через сайт ВОГ – выразить им, и всем кто откликнулся и перечислил свои средства, большую благодарность. Это говорит об огромной любви и уважения к Мише среди глухих России. Проводить его в последний путь пришли многие неслышащие саратовцы.

Собранной суммы хватило, чтобы достойно похоронить Мишу, и еще остались средства, чтобы поставить памятник.

Отречение апостола Петра

– А как Диков проявил себя в школе, ведь он преподавал «изо» для глухих детей много лет?

– После окончания Академии художеств Диков вернулся в Саратов и стал воспитателем в школе глухих в Энгельсе, где вёл изокружок. Вспоминаю, что он даже водил своих учеников на спектакли и балет. Мне запомнился такой эпизод: из школы сбежала глухая девочка… Конечно, администрация школы подала заявку в полицию на розыск и успокоилась – не успокоился Миша, который оповестил всех знакомых глухих в городе, и 3-й день со своими друзьями нашел девочку в заброшенном доме. В другой раз он почти чудом вытащил  глухого ученика с льдины. Благодаря этим и другим похожим случаям у него среди учеников был непререкаемый авторитет.

Император Николай II в храме (фрагмент)

– Была ли у него какая-то заказная работа, и что он сделал из художественных работ в последнее время?

– Увы, нет! Миша, был хорошим организатором неординарных выставок глухих художников в Питере и Саратове, но так и не смог себя утвердить в среде слышащих ценителей. Его работы в основном недорого покупали сами неслышащие, а многое он просто раздарил. В последние пару лет он рисовал очень мало.

Император Павел I

 – Может что-то вспомнишь из студенческих лет ЛВЦ, где ты впервые с ним познакомился… Каким он тебе тогда показался?

– С Мишей Диковым познакомился курьезным образом. Когда поступил на 1-й курс художественно-оформительского отделения, я абсолютно не знал жестового языка.

Я сидел в столовой после моего первого разноса в учительской из-за внешнего вида. Настроение у меня было весьма пасмурным, и быстро портилось от нового для меня в жеста студентов – проходя мимо, они стучали по столу. Мне тогда это казалось издевкой. Один прошёл – постучал, второй – постучал, на третьего (это был Миша Диков) я набросился, постучав по голове, мол сам дурак!.. А Диков расплылся в улыбке и вполне сносным голосом объяснил, что стук по столу означает «приятного аппетита» а вот мой жест «дурак» неправильный – надо вот так – он комично вытянул подбородок и постучал снизу двумя пальцами. Я был обескуражен! Позже попав в его студенческую комнату – увидел крамольные по тем временам портреты Александра I и других Романовых и убедился, что не все глухие – «серые» (как мне тогда думалось). Собственно с этого и началась наша дружба. Она только укрепилась когда его студенческая группа (Корнеев, Солдатенков, Вихарев, Микляев и другие) в полном составе поддержали меня от возможного отчисления из ЛВЦ из-за моего творчества, как несоответствующего учебной программе.

Архангел Гавриил

– А теперь расскажи об организации арт-группы «Мiр России», у истоков которой стояли Михаил Диков, Михаил Горюнов и Сергей Иванов. Ведь именно эта группа дала импульс к созданию Культурного центра «Гефест»… С чего тогда все началось?

– Настоящим мотором «Мiра России» был именно Диков, идею такой группы он обдумывал ещё со времён ЛВЦ. Этим он «заразил» не только М. Горюнова, С. Иванова (сооснователей группы), но и меня, А. Светлова, И. Солдатенкова, и Г. Фадина (создавшего не без влияния Дикова несколько картин, посвященных Романовым). Собственно, эти художники и составили костяк «Мiра России». Идейно мы были близки российскому Серебряному веку. У нас был ряд выставок в Питере, Саратове, в Пярну (Эстония) и Риге (Латвия).

И. Солдатенков, М. Диков, Г. Фадин, А. Аверьянов, С. Иванов, Ю. Чернуха  в Пярну (Эстония), конец 80-х

И после 1-й Международной выставки глухих художников в Москве в 1991 году, Наталья и Алексей Софроновы привлекли нас в КЦ «Гефест». Именно с того времени и ведет отсчет почти 25-летняя история Культурного центра.

Н. Софронова открывает выставку «Гефеста» в Доме журналиста, 1994 г.

 – Как планируется отметить годовщину смерти Дикова? Ты говорил о большой персональной художественной выставке, о памятнике Мастеру…

– После похорон у меня на счету осталось около 60 тыс. рублей, на эти деньги с ребятами через год в Саратове поставим памятник Мише и его маме на их общей могиле. Будем готовить и персональную выставку Дикова к годовщине его смерти. Уже этой осенью я буду Саратове и начну переговоры о месте ее проведения, вариантов много – почти все саратовские музеи помнят Михаила.

Беседовал Ярослав Пичугин

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.