Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Глухой художник на Красной площади

19 февраля в Государственном историческом музее состоялось торжественное открытие выставки работ глухого художника Карла Гампельна. Среди почетных гостей и приглашенных было немало глухих москвичей.

Gampel 02.04 4

Представлено около 65 произведений художника из фондов Исторического музея. Огромная акварель “Закладка Москворецкого моста” (1830) украшает первый зал, здесь же – портреты представителей дворянства, лучшие литографии из серии портретов представителей персидского посольства во главе с принцем Хосров-мирзой. Здесь же можно полюбоваться великолепной гравюрой-панорамой “Гулянье в Екатерингофе” в виде длиннющей (“четырнадцатиаршинной” – почти 10 м) ленты высотой 94 мм, намотанной на валик.

Можно убедиться, что многие свои работы К. Гампельн подписывал по-французски “Hampeln Sourd-muet”, реже по-русски “Гампельнъ глухо-немой”. Очевидно, что он гордился своей неординарностью, выделявшей его среди коллег. И, возможно, он вкладывал в подпись определенный смысл: если бы не глухота, его не ждала бы стезя художника и тем более встречи с “небожителями”. Неслучайно на стене в первом зале выведены дактильные буквы, складывающиеся в название выставки: “Карл Гампельн. Глухой художник”.

Gampel 02.04 2

Вдоль стен размещены терминалы: приложишь к экрану палец – и получишь перевод на жестовый язык текстовых сопровождений выставки в исполнении Влада Колесникова (жаль, этого нет в музее А. С. Пушкина, хотя эти выставки – две части межмузейного партнерского проекта).

Второй – круглый – зал был отведен под серию малоизвестных жанровых акварелей К. Гампельна, происходящих из собрания коллекционера А. П. Бахрушина. Это бытовые и охотничьи сцены из жизни дворян и офицеров, сюжеты из жизни помещиков и крестьян, типы городских торговцев, разносчиков, эпизоды разных военных кампаний. Рисунки относятся к 1840-м, началу 1850-х годов – позднему периоду творчества художника. Глухие посетители восхищались сатирическим даром художника, его юмором и иронией, вниманием к мелким деталям.

Gampel 02.04 3

Любопытно, что, как признался в интервью сайту Московской городской организации ВОГ куратор выставки, хранитель коллекции графики ГИМ Евгений Лукьянов, изначально планировалась выставка рисунков Гампельна на тему военных мундиров 19-го века, но в итоге, после предложений Влада Колесникова, парадигма выставки изменилась. И в результате Карл Гампельн предстает перед посетителями во всем блеске своего таланта как уникальный разносторонний художник.

Вклад Колесникова не ограничивается только этим. Пока длится выставка, в ГИМ проводятся различные мероприятия для посетителей: авторские экскурсии Евгения Лукьянова с переводом на РЖЯ, мастер‐классы по дактилю и жестовому языку (Владислав Колесников), мастер‐классы по литографии (Светлана Бобкова), пластический мастер‐класс “Диалог с цветом” (Ирина Поволоцкая), цикл лекций “Карл Гампельн и выдающиеся глухие художники” (Виктор Паленный), лекция “Репрезентация образа глухого в кино” (Полина Синева).

Gampel 02.04 1

Портрет будущего императора Александра II

Программа инклюзии в действии! На три месяца здание на Красной площади превратилось в один из центров притяжения глухих Москвы. А имя Карла Гампельна прочно войдет в историческую память сообщества глухих России.

Виктор Паленный

Добавить комментарий