Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Жестовый язык – музеям

В “Гараже” провели уже второй курс обучения музейных сотрудников основам РЖЯ.

В музее современного искусства “Гараж” сейчас заметно развивается программа, направленная на расширение условий доступной среды для глухих и слабослышащих, а также слепоглухих посетителей. Начиналось все с простых экскурсий на жестовом языке, которые затем начали дополнять различными творческими мастер-классами, активностями и тематическими занятиями с детьми с ограничениями по слуху.

Этой весной “Гараж” предложил курс русского жестового языка для музейных работников: к участию на бесплатной основе приглашались все желающие, состоявшие на работе в музеях Москвы. Инициатором идеи и главным проводником ее в жизнь стал знакомый многим московским глухим Влад Колесников, менеджер инклюзивных программ МСИ “Гараж”, под руководством которого сейчас и осуществляются постоянные экскурсии на жестовом языке по текущим выставкам (ссылка на расписание экскурсий на ЖЯ на сайте “Гаража”).

Как всякая новация, нуждающаяся в обкатке практикой, первый курс в апреле носил в большей степени экспериментальный характер. Организационно и технически, конечно, было непросто, признается Влад Колесников: во-первых, не знали, на какой отклик рассчитывать, запускали на пробу; во-вторых, не все можно было предусмотреть, какие-то сложности возникали уже в процессе. Плюс к этому требовался значительный ресурс на то, чтобы стараться уделять должное внимание каждому участнику и не оставить за бортом существенную информацию.

По окончании курса был проведен опрос, чтобы собрать мнения участников и выявить, какие существуют пожелания, что следовало бы добавить. Помимо единогласного одобрения инициативы в целом, большинство также высказывалось за расширение программы занятий и за возможность вживую пообщаться с глухим человеком, наглядно понять особенности коммуникации.

Поэтому во втором курсе, который стартовал в июне, учитывались полученные наработки и мнения. Количество занятий увеличили до 6, количество слушателей, наоборот, немного ограничили – сейчас набор составил 20 человек. Также была включена “живая” образовательная часть – Влад приглашает глухих добровольцев и предоставляет слушателям курса возможность общаться с ними без переводчика, использовать интерактивный “вход-выход”: не только самим сформулировать вопросы, где выученными жестами, где помогая себе дактилированием, но и постараться понять ответы глухого человека.

Любопытно, что второй “выпуск” составили исключительно представительницы прекрасного пола. Причем двадцать финальных заявок отбирались из более чем 60-ти поданных. В первой группе были и мужчины, поясняет Влад, а на втором курсе волей случая оформилась полностью “женственная” аудитория.

RSL 001На занятии

Какие же критерии были важны при формировании группы? Это первый вопрос, который я задаю Владу.

– Анкета, которую мы отправляли всем выразившим желание пройти курс, была составлена так, чтобы выяснить мотивацию изучения ЖЯ, отношение музейной институции, которую представлял кандидат, к внедрению инновационных услуг для глухих и слабослышащих посетителей…

– Извини, Влад, я перебью, чтобы спросить: вы используете именно такую формулировку? Глухие и слабослышащие?
– Я лично придерживаюсь этого определения, не употребляю формулировку “люди с нарушениями слуха”. Нарушение подразумевает дефективность, нечто отрицательное, а наш музей в своей деятельности ориентирован на то, что у приходящих к нам посетителей нет дефектов, нет чего-то, что связывалось бы с концепцией ущербности, так как это неверно. Могут быть особенности, для которых нужны адаптивные меры. С этой предпосылкой мы и работаем.
– Почему возникла идея такого обучения для сотрудников других музеев?
– Важно развивать понимание того, почему глухие и слабослышащие посетители нуждаются в адаптации выставок и образовательных программ музеев, поскольку существует стереотип, что для глухих ничего особенного, кроме текстов, и не требуется. Больше упирают на создание условий для слепых, слепоглухих, людей на колясках – это все, бесспорно, нужно и понятно, но забота о людях с особенностями должна быть комплексной. И музеям не хватает информации о глухих, знания о том, какие услуги им следует предложить.
– В конце концов, многие слышащие тоже нередко предпочтут механическим текстам рассказ профессионального и увлеченного своей сферой гида. Да и глухим просто уже приятнее и легче, если музей, в который они приходят, оказывается для них дружелюбным пространством уже на линии кассы: сотрудники могут поприветствовать их и уточнить что-то на жестовом языке.
– В том числе хорошо, если глухому обеспечивается возможность и самостоятельно посетить музей, без формирования экскурсионной группы по выставке. Именно поэтому нам не подходили кандидаты, которые обосновывали свое желание пройти обучение примерно так: всегда мечтал выучить жестовый язык, это интересно! Ценное стремление, безусловно, – мы всегда за интерес к РЖЯ и его популяризацию. Но в рамках курса требовалась определенная мотивация, соответствующая нашим задачам. А мы стремимся дать понимание того, как относиться к глухим, каково их восприятие мира, особенности культуры… Важно научить музейщиков видеть потребности глухих.
– Как вы пришли к такому формату – занятия на площадке “Гаража”? Ведь можно было, например, проводить обучающую работу в других конкретных музеях, охватывая больше их сотрудников.
– Здесь есть тонкий момент. Можно написать директору какого-нибудь музея с таким предложением. Допустим, он ухватился за идею, принял ее, решил обязать профилированных сотрудников, ведущих непосредственную работу с посетителями, к участию в этом обучении. Но насколько они при этом будут вовлечены по-настоящему? Личная инициатива весьма отличается по своей продуктивности от, что называется, приказа сверху.
– Получается, что такой курс – это своего рода мастер-класс, который привлекает именно тех, кто заинтересован по своей доброй воле и побудит к дальнейшей самостоятельной работе, к внедрению опыта у себя в музеях.
– Наша цель – не столько научить, сколько подать идею, подтолкнуть, заставить задуматься и начать что-то у себя реализовывать. Все верно. У нас сейчас повышается в обществе готовность не только обсуждать, но решать проблемы доступной среды. И мы рады делиться своим опытом! Считаю, что если музеи щедры в таком плане, в передаче своего позитивного опыта другим структурам, все от этого только выигрывают.

RSL 002Глухой гость занятия тайком помогает с выполнением задания

Подавляющее большинство музейных сотрудников, приходящих на занятия, – молодые люди в возрасте 20-30 лет, и это указывает на то, что современное поколение уже гораздо проще принимает и преобразует идеи интегративных взаимодействий. Курс проходил в формате двухчасовых занятий по понедельникам и вторникам. Не пропускал практически никто – только пару раз по болезни кто-то не смог посетить все занятия да одна девушка перед самым началом курса из-за занятости оставила проект. Случилась и неожиданная географическая диверсификация – одна участница специально приезжала из Санкт-Петербурга каждую неделю.
У кого-то уже имелся опыт общения с глухими, кто-то ранее осваивал дактиль, но больше половины начинали с нуля. И все пришли на занятия разными путями – кто увидел объявление непосредственно на сайте “Гаража”, кто узнал от коллег, а кто получил рассылку от Дарвиновского музея, часто оповещающего о представляющих интерес музейных и культурных событиях в Москве.
За время курса Влад дает участницам, кроме обучения дактилю и жестам – как базовым, так и тематическим, связанным с музейной сферой, – также полезную информацию о культуре глухих, особенностях их мировосприятия. Рекомендует, какие можно посмотреть, для лучшего погружения в тему, видеоролики и фильмы.

RSL 003Подготовка к новым заданиям

К слову о фильмах – в качестве одного из домашних заданий назначается просмотр фильма “Племя”. Я сначала удивляюсь – неужели нельзя взять другое кино, кроме этого одиозного и способного, по идее, наплодить еще больше стереотипов вместо того, чтобы избавить от них. Но Влад поясняет: представь, участники посмотрят фильм – полностью или наполовину, кто как сможет, неважно, понимание получат в любом случае, – а потом они приходят с мыслями и вопросами, и мы их разбираем. Что в фильме именно так, а не иначе, что сомнительно и не соответствует действительности…

Таким образом, происходит дополнительная работа со стереотипами и мифами. Возможность задать при этом любой вопрос, удовлетворить всякий теоретический интерес – самая ценная. Что поддерживается и живым общением с глухими, которых приводит Влад.

Неудивительно, что в ходе постоянной интерактивной работы, коллективно выполняемых заданий и уточнения друг у друга тех или иных жестов участницы успевают за время курса сдружиться. И после заключительного занятия не расходятся еще долго: обмениваются контактами, фотографируются на память, выражают благодарность Владу Колесникову. И все еще обсуждают полученные знания – при этом продолжая использовать жесты, уже вне рамок курса.

И это особенно показательно, это радует: что еще два десятка человек восприняли жестовый язык, что им в самом деле это стало интересно – они увлечены, они хотят продолжать. Тем более приятно видеть, насколько в этих занятиях вновь проявилась универсальность жестов, их, если можно так сказать, коммуникативное очарование.

RSL 004Фото на память: слушатели курса с ведущим, Владом Колесниковым (в центре)

Сейчас, когда дипломы о прохождении курса вручены участницам и ожидания от обучения и реальность полученного опыта нашли область пересечения, уже можно спрашивать, что их привело.
Нелли – из музея “Огни Москвы“, который располагается в тихом Армянском переулке рядом с Чистопрудным бульваром.

– У нас музей небольшой, но очень интересный. И часто приходят группы глухих школьников, с переводчиком. А вот взрослых не бывает. Жалко. Наш музей ведь такой, про свет, про его источники в городе, это такие вещи, которые можно воспринимать глазами, для глухих это символично – свет помогает им видеть окружающее. – И добавляет в ответ на мой вопрос: – Да, взрослые глухие не приходят, я точно знаю: сама продаю билеты всегда. И поэтому я все смотрела-смотрела на тех школьников и думала, что мне хотелось бы тоже знать этот язык, чтобы уметь с ними общаться, самой им что-то рассказывать, сделать их посещение музея более комфортным.

Татьяна, как выяснилось, работает в одном из моих любимейших музеев – архитектуры им. В.А. Щусева. Я пользуюсь случаем, чтобы сказать об этом и снова вспомнить недавнюю особенно впечатлившую выставку. Теперь еще и свой человек, можно сказать, в МУАРе появляется!

– Я работаю в отделе оцифровки уже четыре года, – поведала Татьяна. – То есть напрямую с посетителями, с их обслуживанием моя деятельность не связана, поэтому вы меня и не видели, вероятно. Но я иногда тоже провожу экскурсии! И давно думала, что нам не хватает программ для людей с инвалидностью. У нас, к сожалению, не бывает самоорганизованных групп глухих с переводчиками… А благодаря курсу задумываюсь о том, как теперь у нас развить доступную среду, как создать условия и привлечь людей с инвалидностью.

Лариса из государственного музея-гуманитарного центра “Преодоление” им. Н.А. Островского также рассказывает, что у них давно задумались о социальной политике, реконструировали пространство для доступа людей с ограниченными возможностями по передвижению, переводят работу с инвалидами на профессиональную, систематизированную основу. Однако остаются пробелы – в частности, в музее организуются творческие мастер-классы для детей с нарушениями слуха, при этом никто из сотрудников музея жестовым языком не владеет. Поэтому Лариса – единственная, кто записался на курс скорее по служебной необходимости, не сопряженной с личной заинтересованностью. Но в ходе курса прониклась, старалась безошибочно овладеть дактилем и жестами – и теперь Лариса посещает семинары по проблемам безбарьерной среды, имея расширенное представление о людях, для которых это важно. Кроме того, у нее появилось желание пополнить приобретенный жестовый запас словами из сферы искусства и живописи.

О желании и необходимости выстраивать доступную среду говорит и Мария, представляющая один из самых интерактивных и современных музеев – Музей Человека “Живые системы“. О курсе она узнала от коллеги – и записалась, причем от этого музея кандидатами в слушатели были четыре человека, но попала в финальную группу именно Мария.

– Интерес у меня возник потому, что все люди разные, но все они должны иметь равные возможности посещать любой музей. Однако условий таких порой нет, а главное – недостает знаний, чтобы сделать среду, то есть именно эти условия, в музее более доступной. Курс как раз дал мне эту основу, фундамент, на котором можно построить много чего полезного и хорошего. И если это звучит будто бы просто – провести экскурсию слабослышащим или глухим с переводчиком, то на деле, если не знать основ общения с подобными группами, выходит не очень или не выходит совсем. Поэтому я получила бесценный опыт, понимание системы жестового языка, его использования, особенностей коммуникации, построения фраз… Мне, кстати, изучение жестового языка напомнило чем-то изучение китайского, которым я занималась ранее, возникали очень близкие ассоциации. В общем, для меня это как новая открывшаяся дверь, за которую раньше боязно было заглядывать, а теперь – уже нет такой неловкости и неуверенности. Эти наши занятия вообще были очень душевно-теплые – и Влад, и Люда очень живые и открытые. И, главное, заинтересованные, охотно делились жизненными историями, ситуациями, знаниями. Здорово было, что все, кто ходили на занятия, отвечали той же крайней заинтересованностью, и это мотивирует тянуться выше и дальше. Сильнее хочется что-то в нашем музее изменить, чтобы среда стала доступнее, хочется делиться полученной информацией и знаниями с коллегами.

Екатерина проделала, пожалуй, самый хитрый и длинный путь к курсу – это как раз та участница из Санкт-Петербурга, которая в течение трех недель специально приезжала в Москву на занятия по понедельникам и вторникам. Она работает в музее уличного искусства, появившемся в 2014 году и ставшем уникальным мультиформатным пространством.

– Я узнала о курсе, по-моему, со страницы “Гаража” в Фейсбуке. Это точно был ответ на мой запрос во вселенную! Я давно интересуюсь РЖЯ, сама пробовала учить дактиль, искала курсы или школу РЖЯ, куда могла бы пойти. Но не знала, какую школу действительно стоит посещать. Не было глухих друзей, которые мне могли бы подсказать, где компетентно учат. А рисковать не хотелось. И я была права, как оказалось, в этом своем опасении – Влад рассказывал нам на занятиях о “разночтении” жестов и разнице в их преподавании.
Меня всегда интересовала интеграция людей с нарушением слуха, зрения, двигательных функций в современную культурную жизнь обеих столиц. Два города, которые задают тон всей стране, просто обязаны двигаться в сторону инклюзивности во всех сферах жизни. И, несмотря на то, что искусство само по себе может являться средством коммуникации, многие наши музеи тотально не приспособлены к появлению “особенных” посетителей в их стенах. Но нам не стоит ждать, пока перемены придут “сверху”. Пора нам самим меняться. Инициатива “Гаража” в этом смысле – гениальная и очень щедрая: они сами стали первыми в этом, так еще и делятся опытом и знаниями со всеми желающими бесплатно!

У меня есть очень яркое воспоминание из детства – дни рождения моей глухой родственницы, тети Альбины. Я хорошо помню, что только в этот день мы встречались с ее друзьями из общества глухих. И я тогда, ребенок, очень четко ощущала, что взрослые с обеих сторон отделяются друг от друга. Трудно объяснить… Было мнение, что глухой мир – другой, что они существуют отдельно от нас, что это нечто закрытое… И мне это было так странно, потому что я всегда веселилась с тетей и ее друзьями – мы танцевали до упаду и смеялись до слез, и я совсем не чувствовала этой разницы, на которую мне пытались указать обе стороны.

Возможно, это несколько наивно, возможно, это преодоление коммуникативных границ совершенно не нужно глухим, я не знаю. Но я думаю, что мы должны двигаться в этом направлении обоюдно. Для любой страны, общества интеграция и взаимодействие людей с особенностями и без – это как диагноз, как лакмусовая бумажка. И пока наша реакция – не самая положительная…

Благодаря этому обучению я многое узнала, стала больше понимать и теорию, и практику, у меня появились знакомые глухие и слабослышащие – и надеюсь, что и друзья тоже. И, конечно, теперь я смогу увереннее выбрать школу, в которую пойду продолжать свое погружение в жестовый язык.

Таким образом, курс завершился, передав двадцати слушателям особенный опыт и вдохновение. Будут и другие курсы, и новые люди, и социальные инициативы. Нужно помнить, что общество – это мы, и наши личные действия отражаются на всем, что нас окружает. И можно вносить в летний план посещение кинопоказов на крыше “Гаража”, на которых все фильмы демонстрируются с русскими субтитрами, а также открытие 7 июля нового выставочного проекта “Единомышленники“, который развивает новый для России кураторский подход применительно к понятию “инклюзия”: в отборе для выставки работ зарубежных художников участвуют четыре человека с различными формами инвалидности.

Желаем Музею современного искусства “Гараж” дальнейших достижений в реализации инклюзивных программ!

Текст и фотографии: Тамара Шатула

Добавить комментарий