Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Культурные площадки идут навстречу глухим зрителям

#УСЛЫШЬМЕНЯ: Театр имени Пушкина и “Мастерская Петра Фоменко” поддерживают медиакампанию.

Московский драматический театр имени Пушкина стал одним из первых партнёров проекта “Услышь меня” и повышает свою доступность зрителям с нарушениями слуха. Тема переложения действительности и вымысла на невербальный язык оказалась Театру тем более близкой в силу того, что в актуальном репертуаре уже представлены сразу несколько спектаклей, не требующих специальной адаптации – эти постановки можно понять без слов. И здесь глухие и слышащие зрители становятся одинаково равными и заинтересованными в своем восприятии сценического действа.

Также специально для зрителей с нарушениями слуха Театр имени Пушкина планирует время от времени организовать посещение постановок с возможностью приобретения билета по льготной цене. Так, например, 28 апреля у неслышащих зрителей есть возможность посмотреть спектакль “Жанна Д’Арк”, а 3 мая“Дама с камелиями”: на эти постановки выделена часть билетов по цене 300 руб.

foto 19 04 01Спектакль “Жанна Д’Арк”

foto 19 04 02Спектакль “Дама с камелиями”

Партнёрство в проекте #УСЛЫШЬМЕНЯ комментирует Евгений Писарев, художественный руководитель Театра имени Пушкина:

— Совсем неслучайно, как оказалось, у нас в репертуаре, кроме драматических спектаклей, сейчас есть и пластические – “Материнское поле”, “Жанна Д ‘Арк”, “Дама с камелиями” (реж. Сергей Землянский). Это говорит о возможностях, которые мы даём нашему зрителю, – не только вкусовых, но и физических. Театр Пушкина – драматический театр широкого направления, в хорошем смысле ориентированный на разную публику. Один человек мне сказал: “Идёшь к вам – и не знаешь, что тебя ждёт”. Мне это очень понравилось! В случае с кампанией #УСЛЫШЬМЕНЯ – глухие и слабослышащие зрители будут уверены, что мы их ждём, что мы готовы прилагать усилия и в дальнейшем для того, чтобы и другие спектакли Театра Пушкина стали им доступны и понятны.

Одним из наиболее интересных спектаклей не только среди пластических, но и в целом в репертуаре Театра является “Материнское поле” по повести Чингиза Айтматова. Молчаливое, хотя и эмоциональное повествование – выбор для режиссера всегда непростой, становящийся тонким творческим вызовом. Тем любопытнее узнавать, по каким причинам авторы бессловесных спектаклей стремятся делать такие вещи. О своем спектакле “Материнское поле” говорит режиссер Сергей Землянский:

— Это пластическая история, где артисты передают свои эмоции и чувства, используя возможности своего тела. Движение, жест и танец создают своего рода обрядовое действо, рожденное этой историей. Мать, Отец, Дети, Земля, Семья и… Война, страшные потери главной героини как обратная сторона, неотъемлемый фактор семейной идиллии. Взаимоотношения и воспитание. Мне интересно об этом думать. На мой взгляд, с каждым годом, в большинстве своем, мы утрачиваем, постепенно теряем структуру семейного уклада. Что для нас сегодня понятие “отчий дом”? Почему мы перестаем ценить и беречь те традиции, которые мы имеем? Эти вопросы актуальны сегодня, надеюсь, не только для меня. Что происходит с человеком, когда звенья одной крепкой цепи разрушены и уже не так крепки? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах, пройдя этот путь вместе с героями удивительной повести Айтматова “Материнское поле”, которых играют молодые артисты Театра имени Пушкина”.

foto 19 04 03Спектакль “Материнское поле”

Заявление театра и кампанию тематически поддержали и молодые исполнители: путешествие привлекающего внимание слогана #УСЛЫШЬМЕНЯ продолжается.

foto 19 04 04Актёр Театра имени Пушкина Сергей Миллер

Также буквально несколько дней назад к инициативе “театр, дружелюбный к неслышащим зрителям” присоединился прославленный Московский театр “Мастерская Петра Фоменко”. Как сообщают “Известия”, если в Театре имени Пушкина режиссер-хореограф Сергей Землянский поставил не требующие специальной адаптации пластические спектакли, то в Мастерской Петра Фоменко пошли дальше, создав специальную программу и закупив оборудование. Театр самостоятельно разработал систему титрования спектаклей на индивидуальные зрительские компьютеры-планшеты.

За сутки до спектакля необходимо оставить на сайте театра сообщение о том, что гостю нужна особая услуга. Перед началом спектакля зрителю выдается планшетный компьютер, на экране которого во время действия отображаются титры. В настоящее время у театра есть 20 устройств, снабженных программой титрования “FOMA 2012”.

Титры для неслышащих зрителей были разработаны “Мастерской Петра Фоменко” совместно с Центром образования глухих. Подопечные центра сами протестировали систему и указали на ее недостатки, которые впоследствии были исправлены.

— Для нас очень важно, чтобы у зрителей, которые в силу своих особенностей не могут в полной мере насладиться спектаклями, появился к ним доступ. Мы напоминаем, что в нашем театре есть такая возможность, но это забывается. Поэтому мы тоже решили стать частью этого проекта, — сказала “Известиям” сотрудник литературной части “Мастерской Петра Фоменко” Мария Козяр.

Поддержать проект #УСЛЫШЬМЕНЯ и создание документального фильма про глухих можно здесь.

Тамара Шатула

Добавить комментарий