Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

«Племя» глазами глухого человека

Ликбез по фильму с участием глухих для неподготовленного зрителя

Глухой актер фильма «Племя» Александр Сидельников посетил редакцию журнала «ВЕС». Главный редактор Виктор Паленный подарил гостю книгу об искусстве


ВОГинфо.ру уже писал о том, что по России начался долгожданный прокат нашумевшего фильма «Племя». В журнале ВЕС (№8-2014) была опубликована статья-отзыв Евгения Мазаева по поводу данной кинокартины, с некоторыми сокращениями. Предлагаем ознакомиться здесь с полной версией данной статьи.

Напоминаем, что показы идут в Москве («Пионер», «35мм», «ЦДК», «5 Звезд на Новокузнецкой»), Санкт-Петербурге («Дом Кино», «Англетер»), Сургуте («Югра»), Ярославле («Нефть»), Екатеринбурге («Салют»), Казани («Мир»), Рязани («Дружба»), Самаре «КиноМост». Кроме того, с 15 марта прокат стартует также в Челябинске («Кинотеатр им. А.С. Пушкина»), Саратове («Дом Кино») и Ростове-на-Дону («Дом Кино»).

В кинотеатре «35мм» (Москва) действует акция: купив 2 билета, третий вы получаете бесплатно.

Слово о фильме «Племя»

В прошлом году глуховской интернет запестрел объявлениями о наборе глухих актёров на фильм «Племя». Началась череда кастингов в Киеве. Так «страна глухих» в границах бывшего СССР была оповещена о планах Мирослава Слабошпицкого, украинского слышащего режиссёра, снять нестандартный фильм.

Глухие встали на уши. Не каждый день, согласитесь, делают фильмы с участием глухих актёров. Что за фильм?

Кое-что прояснилось. Играть роли будут исключительно глухие непрофессиональные актёры. Не будет никаких слов, никакого закадрового перевода, ничего. Останется только естественный фоновый шум – стуки каблуков, к примеру, шелест листьев, гул машин.

Ещё стало известно, что режиссёр не делает фильм «Племя» специально для глухих и не планирует в новой киноленте вести повествование о глухих, о перипетиях их жизни, или хотя бы вскрывать какой-нибудь социальный «нарыв».

Мирослав рассказал, как к нему пришла идея. Однажды он посмотрел фильм «Смерть господина Лазареску», где персонажи разговаривали на румынском языке, субтитры были на эстонском. Режиссёр не знал этих языков, но тем не менее фильм растрогал его до глубины души, он даже прослезился. Получается, слова не так уж важны?

Да, продолжал Мирослав, невозможно было понять, что конкретно говорили друг другу персонажи того фильма, какие именно слова. Но были видны их эмоции: раздражены, счастливы, напуганы, влюблены…

Итак, режиссёр взялся за эксперимент – сделать понятный любому зрителю «немой» фильм. Но не в старом, а в новом стиле.

Обычно в «немых» фильмах актёры молча действуют. Однако Мирослав решил сохранить диалоги в своём фильме, сохранить присутствие языка. Он хотел, чтобы персонажи, как в любых современных фильмах, живо разговаривали друг с другом. И разговаривали обязательно на том языке, который априори непонятен массовому зрителю.

Киев. Московский район. Школа, куда ходил будущий режиссер Мирослав, располагалась рядом со школой, где учились глухие ребята. Слышащие ребята то играли с глухими ребятами в футбол, то выясняли с ними отношения в потасовках. Школьник Мирик зачарованно наблюдал разговоры глухих между собой. Их жестовый язык был необычайно выразительным.

Конечно, сомнений не было, даже выбора. Мирослав уже знал, что в его первом полнометражном фильме будет жестовый язык. Массовому зрителю непонятен жестовый язык, он будет вынужден опираться на эмоции, действия персонажей. Это и есть тот самый «румыно-эстонский» просмотр, под воздействием которого режиссёр прослезился когда-то.

Итак, глухие и жестовый язык. А сюжет? Режиссёр объявил, что история будет «общечеловеческая» – не относящаяся к жизни глухих. Гм… интересно. Посмотрим, как это будет выглядеть на экране.

Начало сюжета таково. Школа-интернат для глухих детей, выпускной класс. 90-ые годы. Ребята организовали банду, занимаются добыванием денег. И тут в школе появляется новичок. Со временем он сломался, встроился в криминальную систему. Но некстати влюбился в «наложницу» главаря школьной банды…

Кастинги закончились. Режиссёр приступил к съёмкам. Пришла новость: в фильме «Племя» одну из ролей сыграет глухой россиянин Александр Сидельников, единственный представитель от РФ.

Но вернемся к «румыно-эстонскому» просмотру… Вдруг я хлопнул себя по лбу: для слышащих – это да, новость! Необычные ощущения! А для меня и остальных глухих это повседневная обыденность. Глухие не слышат слов. Но тоже любят смотреть по телевизору мелодрамы, триллеры, сериалы и прочее. Следят глазами за происходящим на голубом экране, ориентируясь единственно на действия и эмоции персонажей. Чем не «румыно-эстонский» просмотр?

Кстати, на эту тему есть смешная сценка «Кино без субтитров». По иронии судьбы эту сценку сыграл Александр Сидельников, на пару с приятелем. Две глухие подружки пришли на киносеанс, и оказалось, что кино идёт без обещанных субтитров. Подружкам пришлось по действиям и эмоциям персонажей на экране угадывать содержание фильма «АдмиралЪ». И даже спорили друг с другом. Вот примерно такой диалог. Первая: смотри, та девушка и этот военный – любовники! Вторая: нет, ты что – сестра и брат! Первая: у военного жена есть, он целует эту девушку… нет, не сестра-брат! Вторая: ладно, пусть будет по-твоему… Первая: смотри, она мстит ему! Вторая: откуда ты знаешь, что мстит? Первая: вот дура, это легко понять по лицу, смотри, какое у неё лицо!…

Это небольшой гротеск, но он наглядно показывает, в каком русле идёт просмотр фильмов у глухих киноманов. 

Вообще, «румыно-эстонский» просмотр можно реализовать элементарным путём. Совсем необязательно придумывать фильм «Племя», заменять слова на жесты. Просто сажаем слышащего человека в кресло, включаем ему телевизор и… вырубаем звук. Пусть смотрит фильм без звука.

Вперившись глазами в телевизор, слышащий человек будет обозревать беззвучно шамкающие рты персонажей. Диалоги есть? Есть. Вот тебе и «немое» кино в новом стиле.

А! У меня возникла идея! Что, если организовать своеобразное «заводское ОТК» – проверять на подлинную кинематографичность выпускаемые фильмы? Согласитесь, в фильме наиболее важна картинка… то есть визуальность. Итак, собираем экспертов в зале. Отключаем звук и смотрим произведение, претендующее на искусство. Ежели фильм без звука окажется малопонятным, значит, визуальная сторона плохо проработана. Этот «шедевр» можно спокойно отправлять на радио.

Ладно, шучу. Хотя идея неплохая. Режиссёры могут взять на вооружение.

Прошло пять месяцев. В марте съёмки фильма «Племя» завершились. В интернет для затравки вбросили пару кусков отснятого материала. Смотрите, любуйтесь! Фильм улетел в Канны, на всемирно известный кинофестиваль.

Гром среди ясного неба! Три высокие награды! Вау! Исполнительница главной роли белоруска Яна Новикова вся светится как новогодняя ёлка!

Следующий пункт – Россия. Иваново, город невест. Фестиваль имени Тарковского. Фильм «Племя» покажут 14 июня. Едем! 300 км от Москвы на машине преодолели. Сотня глухих толпится возле кинотеатра «Искра». Прибыл глухой актёр Александр Сидельников. Расселись, погас свет. На экране побежали титры.

Два часа пролетели. Фильм закончился. Зрители двинулись к выходу. Я тоже вышел. С некоторым беспорядком в голове. Фильм не сложился в пазлы. Разнонаправленные векторы. Иду и пытаюсь сформулировать что-нибудь внятное, но не нахожу слов.

В холле кинотеатра зрители рванули к Александру Сидельникову и обступили его. Вопросы, ответы, впечатления. Вспышки камер. Среди обрывков слов-жестов, мелькающих лиц я вдруг явственно осознал, что мир разделился на… слышащих и глухих. Глухие были в недоумении, слышащие – в шоке. Две чёткие реакции.

Вдруг оказалось важным, кто ты – слышащий или глухой. Смотрели фильм две разные «планеты» – далёкие друг от друга. Слышащий режиссёр сделал фильм для массового, слышащего зрителя. Слышащие познакомились с «шокирующей реальностью» и приняли всё за чистую монету. Им это показалось правдоподобным. Слышащие в подавляющем большинстве не учились ни в каких интернатах, но теперь знают, что это рассадники мирового зла. Слышащие в шоке от неадекватных глухих школьников, которые на экране без колебаний уничтожали все преграды на своём пути.

Мир глухих предстал перед слышащими в чёрном свете. Попробуйте объяснить людям, оглушенным жестокими деяниями, что это всего лишь вымысел, что фильм не про глухих, что это просто эксперимент с формой. Бесполезно. Они будут невпопад кивать и торопливо уносить ноги.

Конечно, кино по своей природе должно быть шокирующим, иначе его не будут смотреть. Но боясь нарваться на толстокожих зрителей, режиссёр так перестарался с жестокими сценами, что главная фишка фильма – жестовый язык – была вытеснена на обочину.

Глухие же, наоборот, были в недоумении. Много нестыковок с их реальной жизнью. Интернаты? Тишь да гладь. Интернаты – это строгие воспитатели, бдительные ночные няни. У глухих ребят есть мамы-папы, которые тут же прибегут на их писк. А в фильме этот антураж отсутствует. Врач-гинеколог глухая? Новичка «прописали» по тюремным правилам? Оголтелая шайка глухих грабителей и убийц с детскими лицами? Гм… глухие не могут припомнить таких случаев. Это абсолютно не их история.

Вообще, глухие школьники, жестовый язык, интернат – это неплохое начало, как говорится. Но дальше пошла «жизнь слышащих», которой отродясь не бывало в глуховских интернатах. Такого можно ожидать разве что в детдомах, где у персонала есть большой соблазн использовать ничейных детей для наживы.

Сделай Мирослав в фильме «глуховскую» действительность – появилась бы правдоподобность, глухие зрители прониклись бы. Но увы.

Из-за этого, к сожалению, фильм «Племя» – так же, как и «Страна глухих» Тодоровского, не станет кинематографической иконой, на которую будут молиться глухие люди… не станет символом их идентичности и самости.

Невероятно! Оглушительная победа в Иваново! Единогласное решение жюри! Гран-при!

Чуть не забыл сказать о главном – о любви, как же без неё. Якобы в основе сюжета «Племени» лежит любовь. Типа росточек настоящего светлого чувства неуверенно пробивается сквозь толщу дерьма, постепенно крепнет и лёгким движением руки превращается в… Но на экране я этого не смог разглядеть. Имела место страсть, переходящая в обыкновенную похоть. Главный герой доставал деньги, чтобы покупать у главной героини освобождение от физиологического напряжения. Никакой романтики, голый животный секс. Профессионально выстроенные позы смотрятся несколько фальшиво: откуда советские школьники могли это знать?

Предупреждаю, категория фильма никак не меньше 16 +

Мирослав Слабошпицкий провёл эксперимент не только с языком, но и со съёмками – использовал оригинальную манеру камеры. Фильм состоит из 34 длинных эпизодов. Каждый эпизод длится несколько минут – цельно, без кусков. Камера стоит на месте или следует за актёрами, при этом нет переключений на крупный план и обратно. Все планы – средние… В кинотеатре я сидел в кресле, жестко привинченном к полу. Но я как будто двигался вслед за персонажами. У меня кружилась голова, когда на экране ребята спускались по лестнице вниз.

Всё это, конечно, интересно, необычные сенсорные ощущения. Но такая манера камеры, на мой взгляд, никак не способствовала цели режиссера достичь большей визуальной понятности фильма – даже наоборот, ухудшила. Нужны переходы на крупный план и обратно, чтобы выделить ту или иную эмоцию, сделать акцент на важных моментах. Но зритель видит только действия персонажей, как бы следит за ними со стороны. Вот этот пошёл туда, взял молоток, вышел в коридор, идёт по коридору и так далее. Мы видим только действия. Нет возможности «заглянуть в глаза». Трудно понять, почему герои фильма так себя ведут. Не видно переживаний… средние планы не позволяют проникнуть во внутренний мир героев.

Фильм «Племя» соткан из узора взаимоисключающих элементов. Глухие школьники, история слышащих, манера камеры. Не сходится дебет с кредитом.

Кстати, длинные цельные эпизоды значительно усложнили актёрскую игру. Попробуйте несколько долгих минут двигаться в определённом порядке и выражать необходимые эмоции без ошибок. Да ещё с партнёрами взаимодействовать. Это уже высший пилотаж.

Вот я подошёл к тому, чем зрители остались довольны. Это – фантастическая игра глухих актёров. Потрясающими, например, были те моменты, где главарь шайки собственноручно хлестал по щекам главного героя и где ребята бросились на того же героя, чтобы вырвать из его рук заграничный паспорт. Эпизоды выглядели настолько натурально, что я даже забыл, где нахожусь.

Благодаря фильму «Племя» на глуховском небосклоне появятся «собственные» звёзды. Сотни глухих ребят будут мечтать о карьере в кино, тысячи станут подражать глухим актёрам. В школах старшие ребята начнут таскать младших за уши по коридорам, заводить в туалет и выбивать из них «мани». Точь-в-точь как вёл себя в фильме их кумир Александр Сидельников. Будем надеяться, что глухие школьники не зайдут слишком далеко, дальше этих забав с ушами.

Фильм «Племя» обязательно посмотрите. Глухим зрителям стоит посмотреть игру «своих» глухих актёров. А слышащие окунутся в необычную для их собственного восприятия «румыно-эстонскую» стихию.

Евгений Мазаев,
Опубликовано в ВЕС №8, 2014

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий