Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Василий Бубнов: «Свою премию посвящаю маме»

Интервью с глухим актером из Иваново, покорившим Францию

Он более известен во Франции, чем в России, потому что живет и выступает в Европе. Но вручение международной премии в Москве, наверняка, прибавит ему популярности и на родине. Речь – о глухом артисте Василии Бубнове, который в мае получил 1-й приз в номинации «Театральное искусство» от благотворительного фонда «Филантроп» (об этом «ВЕС» сообщал в №6).

Василий в последнее время выступает со своим сольным спектаклем «Ящики», жанр которого сложно определить, это своеобразный сплав пантомимы, клоунады, иллюзионного искусства.

Хотя до нашего знакомства Василия Бубнова я не встречал, тем не менее был наслышан о его успехах. Несколько лет назад сюжет о его судьбе и выступлениях во Франции показали по российскому телевидению, наверняка многие глухие посмотрели этот ролик в социальных сетях.

А в прошлом году, когда о международном фестивале культуры глухих во французском Реймсе рассказывал нашему журналу актер и режиссер Павел Родионов («ВЕС» №8, 2013), он особо остановился на спектакле, который показывал на фестивальной сцене Василий.

Чтобы более наглядно познакомиться с творчеством Василия, ВОГинфо.ру предлагает Вашему вниманию ролик с его канала Youtube.

После торжественной церемонии и вручения премии лауреат «Филантропа» ответил на вопросы нашего журнала.

– Василий, поздравляю с наградой, признанием. Честно говоря, думал, Вы не приедете на церемонию, учитывая, что проживаете во Франции…

– Ну почему же, в России я бываю довольно часто, ведь мои родители  живут в Иваново, да и выступать на родине меня приглашают нередко. В этот мой приезд радость смешалась с огромным горем – за неделю до вручения премии, 6 мая, скончалась моя мама…

– Примите мои соболезнования! Понимаю, как Вам тяжело… Насколько знаю, мама работала переводчицей жестового языка в Ивановском отделении ВОГ?

– Да, она всю жизнь работала с глухими, до последних дней. Мама – Вера Николаевна – фактически «сгорела» от тяжелой болезни всего за месяц, ей было едва за пятьдесят. Она знала о моем выдвижении на премию «Филантроп», успела увидеть меня и поздравить… Вообще, в моей судьбе, успехах очень большую роль сыграла мама, она всегда меня направляла, поддерживала. Поэтому свою премию посвящаю ее памяти…

– Расскажите о своем детстве…

– Я не слышу с рождения, учился в Ивановской школе для слабослышащих, потом в школе для глухих в городе Шуя. Отец – Петр Андреевич – глухой, он прекрасный столяр, научил меня все делать своими руками, умею и столярничать, и машины ремонтировать, и дома строить. Бабушка и дедушка по материнской линии тоже были глухие. Сестра мамы – тоже переводчица, служит в ВОГ. Мама часто брала меня на работу, так что я вырос рядом со сценой воговского ДК, видел столько концертов и артистов, наблюдал закулисную жизнь…

– Наверное, поэтому и чувствуете себя на сцене так уверенно?

– Возможно. Да и со школьных лет мама водила меня в разные кружки. Чем я только не увлекался… Фокусы, цирковой кружок, изостудия, дизайн, каратэ, школа танцев, даже шить учился. Мне хотелось попробовать все, и мама поддерживала мои увлечения. Все это в жизни пригодилось, так или иначе все связано с моим нынешним творчеством.  

– А как началась самостоятельная жизнь после школы?

– Сначала поступил в Ивановское ПТУ, на курс глухих столяров, чтобы получить специальность. Еще во время учебы я начал подрабатывать  торговлей в вагонах на поездах, тогда это было у нас популярное занятие. Продавал церковную литературу, календари. После окончания профучилища мне хотелось посмотреть мир, поэтому я согласился на предложение друзей поехать вместе с ними во Францию (предлог – продажа брелков). Вообще-то думали в Англию, но не сложилось. Так я оказался во французском городе Туре…

– Предполагали, что за рубежом осядете надолго?

– Нет, и в голову не приходило, планировал заработать и через три месяца уехать. Но потом я решил установить контакты с местными глухими, узнать изнутри их жизнь. К тому времени переехал в Лимож, купил подержанное авто, иногда приходилось в нем ночевать. И вот однажды увидел объявление о приеме в любительский театр. Пришел – там меня встретили тепло, я стал выступать в нем вместе со слышащими и глухими. Мне быстро удалось выделиться, и через год предложили официальную работу в театре «Singuliers» – и как актеру, и дополнительно – преподавать там же основы жестового языка…

– Французского жестового языка?

– Да, во Франции я, благодаря общению с глухими, быстро перешел с русского жестового на французский. А преподавал ЖЯ перед слышащей аудиторией, причем она часто менялась – то это были школьники, то социальные работники, то студенты университета, то медики. Мне дали официальный вид на жительство во Франции…

– А как родился Ваш авторский спектакль?

– Сначала в театре выступал с отдельными номерами – пантомима, фокусы. Приглашали выступать не только в Лиможе, но и в других городах Франции. Потом у меня появилась идея сделать целую программу. Вместе с режиссером обсудили, подумали… Для меня важно, что это единый спектакль со сквозным сюжетом, в духе Чаплина. Но там я постоянно меняю маски, как бы два разных человека, белый клоун-черный клоун. Со мной работает команда из трех человек – режиссер (Филипп Демулэн), звукооператор и специалист по освещению (все слышащие).

– Почему такое странное название – «Ящики»?

– Как раз ящики в спектакле – основной фон и действующее лицо, для моего героя они – и ночлежка, и дом, и офис, и мебель, и душ…

– Говорят, что президент Французской ассоциации глухих – ваш закадычный друг…

– С Винсентом Котинеу я дружу давно – с первых лет в Лиможе, ведь он там живет. Президентом его выбрали недавно, и этот пост – временный. Винсент даже приезжал со мной в Иваново по приглашению губернатора области Михаила Меня. Там меня попросили выступить перед участниками Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало», и я показывал свои «Ящики» на родине.

– Неужто всю тару с собой везли?

– Нет, отец выручил, быстро сколотил столько ящиков, сколько потребовалось…

– Семьей еще не обзавелись?

– Со школьных времен дружу с ивановской девушкой Ириной (слабослышащая), позже она приехала ко мне во Францию, мы вместе уже 10 лет. У нас растет дочка полутора лет. Ирина до родов закончила обучение на тренера по фитнесу, успела поработать по специальности. Сейчас мы обосновались в Каннах, на юге Франции.

– Почему?

– В последнее время появилась необходимость чаще бывать в России. Из Лиможа это было делать сложно – до Парижа, где международный аэропорт, далеко. А Канны рядом с Ниццей, где есть прямые авиарейсы в Москву. Да и на гастроли удобнее оттуда ездить, я выступаю не только во Франции, но и в Италии, Испании. И все же российское направление теперь для меня приоритетное.

– Ивановские корни дают о себе знать?

– Можно и так сказать. Мне хочется развивать культуру глухих, жестовый язык в Иваново, заинтересовать нашу молодежь. Я участвовал в создании молодежной организации «МИГ-111», название расшифровывается как «Молодые ивановские глухие», а три единицы – это три указательных пальца, которые используются при конфигурации жестов этих трех слов. Создана страничка «МИГ-111» в социальной сети «Вконтакте». Каждый год проводим областные фестивали молодежи глухих, я участвовал в прошлом Всероссийском молодежном форуме в Костроме, у меня осталось сильное впечатление. Надеюсь, смогу объединить неслышащих ребят для полезных дел, прививать им лидерские качества.

– Хорошее дело! А что в творческих планах?

– Пока новых спектаклей не ставлю, но есть задумка сделать фильм. И в первую очередь – дальнейшее развитие организации молодых ивановцев.

– Спасибо за ответы. И чтобы ваши задумки сбывались!

Беседовал Василий Скрипов
Опубликовано в «ВЕС» №7, 2014

Добавить комментарий