Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

«Чувствовать каждый жест…»

Слепоглухой исполнительнице жестовых песен Наталье Залевской зал аплодирует стоя

Наталья Залевская – единственная в России исполнительница жестовой песни, которая и не слышит, и не видит. В прошлом году на зональном смотре Всероссийского фестиваля жестовой песни в Улан-Удэ Залевской было присуждено первое место в номинации «Жестовая песня (соло, женщины)». Потом она выступала в Москве – на сцене Международного Дома музыки (100-летие Московской организации глухих) и в клубах общения. И везде публика восторженно принимала артистку. А на заключительном гала-концерте лауреатов Всероссийского фестиваля ВОГ исполнителям песни «Маэстро» Наталье Залевской и ее партнеру Александру Гогулану зал аплодировал стоя.

…Когда я спросила, откуда Наташа знает жестовый язык, она ответила так: «Мне кажется, жесты я знаю с рождения». Родители были неслышащие, и папа в совершенстве владел жестовым языком. В два годика Наташа перенесла очень тяжелый грипп, и слух снизился. В детском садике для глухих малышку обучили дактилю, а дома, когда мама читала дочке вслух, та просила показывать незнакомые слова жестами.

Потом была школа-интернат для слабослышащих, где не только не запрещали жестовый язык (как в других подобных школах), но и всячески его поощряли. Наташа занималась в школьном драмкружке, который вел блестящий неслышащий артист народного театра челябинского дворца культуры ВОГ Д. И. Лихватский. Наташа играла во всех спектаклях, где нужно было исполнять роль и голосом, и жестами. А еще она очень любила бальные танцы. После окончания школы увлечение сценой осталось: Наташа пришла в коллектив ДК ВОГ (он всегда был одним из лучших во Всероссийском обществе глухих, да и сейчас сохранил былую славу), участвовала и в концертах, и в спектаклях, и даже в оперетте «Граф Люксембург», которую челябинцы с огромным успехом показали в Москве.

Но грянули разрушительные 90-е. Воговская художественная самодеятельность почти развалилась; не миновала эта участь и челябинский дворец культуры. А на Залевскую обрушилась страшная личная трагедия – стало быстро ухудшаться зрение из-за синдрома Ушера; в 2001 г. – полная слепота… Вспоминать то время Наталья не любит (как и все «ушерики»). Тогда было всё – отчаяние, депрессия, добровольное «заточение» в четырех стенах квартиры… Но, наверное, природный оптимизм и интерес к жизни взяли свое. А главное – была огромная поддержка семьи: детей и мужа. С Сергеем они учились вместе в школе, выступали на сцене (он тоже был участником художественной самодеятельности). Сережа и уговорил Наталью вернуться в родной коллектив.

Наталья и Сергей


– Наташа, а как это произошло?

– Понятно, что после потери зрения выступать в танцевальном коллективе, как прежде, я уже не могла. Стала петь жестами. Участвуя в маленьких мероприятиях, слышала такие восторженные отзывы, что невольно закрадывалось сомнение: «А правду ли говорят? Может, из жалости ко мне?..» Сережа много раз пытался меня убедить, что получается просто здорово… Но всё равно не верила, такая уж я самоедка…

– А когда же все-таки поверила?

– В 2010 году мне предложили принять участие в фестивале «Смотри на меня как на равного». В районном туре спела жестами две песни. И – прошла на городской тур. А в следующем году выступала на таком же фестивале уже и от района, и от ДК ВОГ. Оценивало все концерты жюри, председателем которого была заслуженная артистка России М. Ю. Аничкова, режиссер нашего драматического театра, педагог в Академии культуры. Сначала я выступила от района с песнями «Гонка» и «Говорят, мы – бяки-буки». После концерта мне рассказали работники соцзащиты, что Аничкова была поражена моим выступлением. Она говорила, что «Гонка» – сложная песня, и так артистично исполнить ее – непросто…

А потом в ДК я спела «Маэстро», и, по словам моих друзей, М. Ю. Аничкова кричала «Браво!» Через два дня я уехала на учебу в Волоколамский центр реабилитации слепых и там узнала, что выиграла Гран-при фестиваля. Только тогда, после такой оценки авторитетного профессионала поняла, что могу выходить на сцену, действительно приношу радость людям своим пением…

– Как подбираешь репертуар?

– Конечно, для жестового исполнения выбираю песни со смыслом и сюжетом, чтобы смотрелись. Как говорила А. Пугачева, песня – это маленький спектакль, который надо сыграть за пять минут.

– Репетировать много приходится?

– Да, и не только во время общих репетиций, но и одной, дома. Нужно прослушивать множество песен, прочитывать разные тексты, прежде чем найду «свою». Потом думаю над каждым словом, каким жестом лучше передать… Я всегда спрашиваю у разных людей, как смотрится тот или иной перевод, успеваю ли попасть в ритм музыки…

Еще я должна во время репетиций просчитать каждый свой шаг, чтобы знать, в какой точке сцены нахожусь и куда (в зависимости от этого) направлять взгляд и жесты. Всё надо отработать до автоматизма, чтобы во время исполнения сосредоточиться только на выражении смысла, сути песни и чувств, вызываемых ею у меня, – на передаче того, что я хотела бы сказать песней зрителю. А иначе – зачем выходить на сцену?.. Из зрительного зала виден любой сбой актера, если он отвлекается от роли, думая, куда шагнуть, правильно ли стоит – т. е. лицом к зрителям (в моем случае это очень важно). И, конечно же, зритель ни в коем случае не должен заметить мой недуг. На родной сцене не было ни одного «прокола». Не знающие меня люди даже не верили, что я совсем не вижу.

Работа над каждой песней занимает разное время. Например, «Гонку» репетировала 4–5 месяцев, «Капитан» – всего несколько дней. А песня «Маэстро» вообще «пережила» несколько вариантов, смену партнеров и разные костюмы…

– У тебя к каждой песне – свой костюм. Кто помогает их подбирать?

– С костюмами по-разному получается. Бывает, сама придумываю, или подруги советуют, а иногда обращаюсь в костюмерную ДК ВОГ. Но вообще-то я люблю использовать куски разных тканей. Например, у меня есть 4-метровый отрез черного шифона с блестками. Использовала его как пышную юбку, исполняя одну из песен, а к другой собрала этот же материал так, что получилась накидка с капюшоном и длинными рукавами – «летучая мышь».

В образе


– Наташа, расскажи о семье. Как твои родные относятся к тому, что ты так занята репетициями, концертами? Не возражают? Ведь, наверное, им приходится тебя сопровождать…

– Да – либо Сергей, либо дочь Оксана или сын Ян. Бывает, что сопровождает меня его жена, Лена. Иногда и мой внук Максим (ему уже 11). В общем, кто свободен в данный момент. Мне кажется, они гордятся мною. Оксана (а порой и Сергей) даже отпрашиваются с работы, чтобы заснять мои выступления на видео. Один раз получилось так, что никто из них не смог, и снимал Максим. Ян с Леной тоже приходят на концерты, в которых я участвую. А Максим любит смотреть, как я дома разучиваю какую-нибудь песню; спрашивает, почему двигаюсь так, а не иначе; советует, как лучше сделать. Сережа – главный эксперт по жестам. Оксана выискивает для меня в Интернете песни, на слух проверяет тексты.

– А какие чувства ты испытала в Улан-Удэ, когда объявили, что ты стала лауреатом и лучшей певицей России в жестовом исполнении?

– Это было для меня большой неожиданностью. Я не настолько амбициозна и прекрасно понимаю, что выросло новое поколение неслышащих артистов, которые ничуть не хуже, а может, даже лучше могут петь. Я больше радовалась тому, что творческий коллектив нашего ДК «завоевал золото» и что я не подвела ребят, оправдала их доверие и надежды. Но самое главное для меня – все-таки зрители. Их суд – высший суд. После выступления ко мне подходили многие, благодарили, делились впечатлениями, говорили, что очень понятно пою, что даже смогли почувствовать музыку. Вот эта благодарность и любовь зрителей – самая большая награда!

Перед тем, как пожелать Наталье Залевской успехов и счастья, я задала последний, «дежурный» вопрос о ее творческих планах. Наташа ответила так: «Выходить на сцену, пока зритель меня понимает и принимает…»

Беседовала Наталья Кремнева

Взято из журнала «В едином строю» №12 за 2013 год

Для просмотра видео с субтитрами нажмите кнопку «титры» на нижней панели плеера

Добавить комментарий