7 декабря Информационным центром ООН в Москве был организован тематический круглый стол, посвященный Международному дню инвалидов. По причине пандемии COVID-19 традиционное ежегодное мероприятие не проводилось в формате очных встреч последние два года. В этом году встреча прошла в привычном очном формате с участием представителей агентств системы ООН, учреждений системы образования и других правительственных институтов, средств массовой информации, партнеров из ведущих университетов, специалистов по проблемам людей с инвалидностью, организаций и представителей сообществ инвалидов.
Следует отметить, что за 10 лет с момента своего принятия Конвенция о правах инвалидов стала одним из наиболее быстро ратифицируемых международных договоров по правам человека. В настоящее время ее ратифицировало более 160 государств мира. Тем не менее, по-прежнему остаётся множество трудностей в достижении полного осуществления прав всех инвалидов.
В этом году была выбрана следующая тема встречи: «Образование, обучение и профессиональная подготовка инвалидов: доступность и инклюзивность». В сентябре 2022 года Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в своем послании к участникам Саммита по трансформации образования, подчеркнул, что «качественное образование – не привилегия избранных, а неотъемлемое право каждого». Генеральный секретарь ООН призвал обеспечить защиту этого права каждого человека с тем, чтобы строить более устойчивое и справедливое будущее. Заместитель директор Информцентра ООН в Москве Владимир Павинский и модератор круглого стола Ольга Салова рассказали участникам об аналитических материалах и руководствах по проблеме защиты прав инвалидов и ратификации Конвенции о правах инвалидов.
В ходе круглого стола был обсужден широкий круг вопросов, связанных с реализацией прав инвалидов в образовании и трудоустройстве, обеспечением доступности различных форм обучения, формированием инклюзивного подхода и использованием современных технологий. Согласно ст. 24 Конвенции о правах инвалидов, государствам-участникам надлежит «обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни» для людей с инвалидностью. Тем не менее, многие инвалиды продолжают сталкиваться со стереотипами, препятствующими получению качественного образования, необходимого для полноценного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.
От Всероссийского общества глухих в круглом столе приняли участие начальник отдела международных проектов Вячеслав Климов, главные специалисты ВОГ – Дарья Куделина и Валентина Ефимова.
С докладом от ВОГ выступила Валентина Ефимова. Стоит отметить профессиональный опыт в подготовке доклада начальника отдела образования и трудоустройства ВОГ – Дмитрия Алексеевских. Валентина в своем выступлении подчеркнула, что необходима исследовательская составляющая, создание нормативной базы поддержки русского жестового языка, и использование современных цифровых технологий с целью получения среднего и высшего образования в условиях инклюзивной системы образования, обусловленной с принятия Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Это позволит глухим проявит свои таланты и добиться максимальной самореализации в обществе.
«Всероссийское общество глухих (ВОГ) поддерживает развитие инклюзивного образования в нашей стране, но в то же время считает, что необходимо поддерживать и развивать систему специального (коррекционного) образования лиц с нарушениями слуха. Не все дети, имеющие нарушения слуха, в силу своих особенностей развития познавательной и личностных сфер могут качественно и доступно получить образование в условиях инклюзии. Для детей с нарушениями слуха и их родителей (законных представителей), с учетом рекомендаций специалистов, необходим выбор образовательного пути: инклюзивное образование или специальное (коррекционное) образование.
Тут важен учет индивидуальных возможностей неслышащего ребенка и выбор оптимального образовательного пути для него.
ВОГ отмечает, что в последнее время наблюдается снижение качества образования детей с нарушениями слуха. В настоящее время мы имеем дело с такой ситуацией, что, несмотря на значительные шаги в сфере доступности и качества образования для лиц с нарушениями слуха в Российской Федерации, общий уровень образованности глухих и слабослышащих в основной своей массе оставляет желать лучшего.
В 2018 году Всемирная федерация глухих (ВФГ) обнародовала программный документ по инклюзивному образованию.
Будучи одним из главных заинтересованных лиц в разработке и реализации Конвенции ООН по правам инвалидов (КПИ), Всемирная федерация глухих (ВФГ) защищает права глухих учащихся на инклюзивное образование. Такое образование должно включать прямое обучение на жестовом языке, глухих учителей и сверстников, которые используют жестовый язык, а также билингвистическую программу, которая предусматривает изучение жестового языка.
С целью решения проблем образования и трудоустройства лиц с нарушениями слуха, создания новых образовательных методик, профориентации и мотивации глухих и слабослышащих школьников и выпускников, повышения качества их профессионального образования и трудоустройства ВОГ развивает движение – конкурсы профессионального мастерства среди лиц с нарушениями слуха DeafSkills.»
Вячеслав Климов также отметил: «За 10 лет, прошедших с момента ратификации в РФ Конвенции ООН по правам инвалидов, в России вышло на новый качественный уровень развитие программы «Доступная среда». В законодательную базу были внесены поправки, касающиеся инклюзивного образования, но при этом важно отметить, что каждый ребёнок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и повышать уровень знаний с учетом рекомендации наших экспертов. Наиболее совершенную законодательную базу в области инклюзивного образования имеют Канада, Кипр, Дания, Бельгия, Испания, Финляндия, Швеция, США и Великобритания».
Участники круглого стола отметили важность подобных встреч и выразили надежду на практическое разрешение поднятых вопросов, поднятых в ходе дискуссий, выработки подхода, основанного на глубинном понимании рассматриваемых проблем, обсуждению тем, связанных с инвалидами, в медийном пространстве, в образовательной и других значимых сферах для успешной социализации инвалидов различных нозологий в общество.
Текст, фото: Вячеслав Климов, Валентина Ефимова