Всероссийское общество глухих внимательно следит за теми изменениями, которые происходят в последнее время в образовании лиц с нарушениями слуха. Мы прекрасно осознаем, что образование является ключевым звеном в системе комплексной реабилитации людей с инвалидностью. Очевидно, что, чем лучше образован человек с инвалидностью, чем выше уровень его квалификации и профессиональных навыков, тем больше у него шансов трудоустроиться и быть в жизни обеспеченным и независимым.
Последние пять лет в сфере профессионального образования наблюдаются позитивные изменения в плане доступности образования для глухих и слабослышащих граждан. Благодаря принятым со стороны государства мерам по доступности профессионального образования для лиц с нарушениями слуха, а также развитию системы ресурсных учебно-методических центров с 2015 года, увеличилось количество образовательных организаций высшего образования (ОО ВО), которые обучают студентов с нарушениями слуха, расширилась география образовательных организаций, увеличился список профессий, по которым обучают неслышащих. У людей с нарушениями слуха сейчас появляются широкие возможности выбора траектории профессионального развития.
Если в 2015 году в системе высшего образования (ВО) обучалось 884 студента с нарушениями слуха по 61 профессии в 112 образовательных организациях ВО в 57 субъектах Российской Федерации, то в 2018 году высшее образование получали 1160 студентов с нарушениями слуха по 132 профессиям в 262 образовательных организациях ВО в 75 субъектах РФ, а в 2020 году в системе ВО обучалось 1585 студентов с нарушениями слуха в 312 образовательных организациях ВО.
В целом в 2020 году 642 образовательных организаций ВО могут считаться доступными для обучения лиц с нарушениями слуха. Адаптированные образовательные программы для лиц с нарушениями слуха представлены в 213 образовательных организациях ВО.
Кстати, на текущий момент времени в топ-50 направленной подготовки, реализуемых для лиц с нарушениями слуха, входят и медицинские профессии и специальности, такие как «лечебное дело» (40 студентов), «педиатрия» (22 студента), «фармация» (9 студентов), «ветеринария» (9 студентов).
Однако вопрос доступности образовательных организаций все еще актуален для обучающихся с нарушениями слуха.
Общие проблемы доступности высшего образования для лиц с нарушением слуха:
1. Слабая общеобразовательная подготовка глухих и слабослышащих к обучению в системе ВО.
Здесь несколько факторов:
· в системе образования лиц с нарушениями слуха не определены роль и место русского жестового языка (РЖЯ),
· острая нехватка педагогов-дефектологов (сурдопедагогов) в системе образования лиц с нарушениями слуха в регионах,
· нарушена система специального коррекционного образования детей с нарушениями слуха,
· упор делается на инклюзивное образование, которое не всегда себя оправдывает по отношению к детям с нарушениями слуха. Не все дети с нарушениями слуха могут успешно обучаться в системе инклюзивного образования по ряду причин, слабо развита система ранней помощи детям с нарушениями слуха и их родителям (законным представителям).
По данным Минобрнауки России на 2020 год численность принятых на обучение в образовательные организации ВО лиц с нарушениями слуха составляет 260 человек (4,83% от общего числа принятых на обучение лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья).
2. Отсутствует комплексный подход со стороны образовательных организаций ВО к доступности образования для лиц с нарушениями слуха.
Здесь образовательные организации ВО часто делают акцент на какой-то один вид доступности образования, считая, что этого достаточно для обучения глухих и слабослышащих студентов. Например, только на специальные средства технической реабилитации, а в то же время не подготовлены педагоги и специалисты к работе со студентами с нарушениями слуха, отсутствуют услуги перевода на РЖЯ.
3. Не отработан общий механизм предоставления услуги перевода на русский жестовый язык для студентов с нарушениями слуха.
Отдельно здесь стоит отметить и острую нехватку подготовленных переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков) в системе образования глухих и слабослышащих. В системе ВО работают 126 переводчиков РЖЯ (данные на 2020 год).
4. В системе ВО зачастую обучают глухих и слабослышащих не актуальным на текущий момент времени профессиям и специальностям.
5. Практически не работает система профориентации и содействия в трудоустройстве лиц с нарушениями слуха в системе образования.
Так в 2020 году в системе ВО выпустилось 260 человек с нарушениями слуха. Из них трудоустроились 149 человек. Это составляет около 57% трудоустроенных от общего числа выпускников.
6. Дистанционное высшее образование лиц с нарушениями слуха практически им недоступно (образовательный контент в видео- и аудиоформате не сопровождается субтитрами (текстом), переводом на РЖЯ; для многих семей с детьми с инвалидностью проблематично приобрести необходимую для обучения в данном формате технику (оборудование); не учитываются особенности познавательной деятельности глухих и слабослышащих (быстрая утомляемость внимания, зрительного восприятия); не применяются здоровьесберегающие технологии).
7. Появляются случаи в системе профобразования прекращения практики группового обучения студентов с нарушениями слуха.
Дмитрий Алексеевских,
начальник отдела образования и трудоустройства
Аппарата ОООИ «Всероссийское общество глухих»