В один день на прошлой неделе меня пригласили на премьеру нового фильма, снятого командой глухих, в другой – я побывала на съемках очередного фильма, который создает другая команда. 2016-й оказывается годом какого-то удивительного бума на “глухое” кино в России – мы посмотрели несколько полнометражных фильмов от разных создателей. Это не считая еще большего количества короткометражных – только в октябре по соцсетям разошлись три-четыре авторских видео, в том числе на днях представленное “Опомнись” Александра Фомичева.
В этом году мы порадовались и за режиссера Геннадия Алхимова, получившего приз за лучшую режиссуру (фильм “Суицид”) на кинофестивале в Чебоксарах – об этом мы писали.
Кроме того, весь год проходил под знаком #УСЛЫШЬМЕНЯ – кино не вполне “глухого” в том смысле, в котором мы сейчас говорим. Оно также не художественное, а документальное, при этом по части эмоционального и информационного впечатления показано больше слышащим, нежели глухим, которые для себя не открывают чего-то кардинально нового. Но тесная связь #УСЛЫШЬМЕНЯ с нашей темой, профессиональный уровень производства и поддержка фильма профильными организациями (ВОГ, слухопротезирующие компании) делают его знаковым и принадлежащим к общему процессу развития “глухого” кинематографа.
В том числе и потому, что #УСЛЫШЬМЕНЯ способно также подтолкнуть глухих к пониманию того, как они хотели бы снимать документальные фильмы о себе. Зрители, знакомые с миром и проблемами людей с нарушениями слуха, так и говорили об этом: если глухие видят документальные фильмы о себе иначе – им нужно снимать их самим.
И, судя по всему, сейчас идет интересный разминочный период, когда, можно сказать, закаляется сталь и воспитывается вкус. Глухие кинолюбители уже оттачивают стиль и понимание, что надо снимать не по типу “а давайте что-нибудь там попробуем”, а с конкретной целью, с установкой на максимально качественный в текущих обстоятельствах продукт. Только до конца этого года ожидаются целых три новых премьеры – и это лишь те, о которых так или иначе известно, потому что о них судачат и передают информацию.
По мнению Камрана Абасова, продюсирующего фильм “Явление глухоты”, съемки которого скоро завершаются в Химках, этот год стал стремительно прирастать примерами российской “глухой” кинопродукции в том числе и в связи с выступлениями Геннадия Алхимова, в которых он призывал именно к этому: снимайте, пробуйте себя, развивайтесь!
Сам волгоградский режиссер остается локомотивом отечественного deaf-кино, более того – что называется, входит в силу: между его первыми давними короткометражками и тем, что Геннадий готов выдавать сейчас, – огромный пройденный путь. И новые два фильма он производит уже в Москве – с более широкими возможностями, с новым опытом, со сборной командой из России и Украины.
13 ноября пройдет премьера фильма “Ванек: пятница, 13-е”. “Глухих” ужастиков у нас еще не снимали! Побояться можно будет в ТМЖ уже на этой неделе.
А в декабре состоится премьера фильма “Явление глухоты”, процесс производства которого завершается в Химках. В этом московском пригороде прячется в переулках здание галереи скульптуры, принадлежащее скульптору Александру Таратынову. Вокруг во дворе стоят различные скульптуры, и я, к своему удивлению, узнала среди них макетный образец памятника Владимиру Высоцкому, который много лет обходила в своих прогулках по Новосибирску, когда жила там.
Фильм вообще оказывается забавным образом связан со скульптурным искусством: во-первых, главным продюсером проекта выступает Камран Абасов, который среди глухих стал известен в первую очередь как ювелир и скульптор, а затем уже разошелся до организатора и продюсера различных массовых мероприятий и проектов. Во-вторых, здесь, в трехэтажной галерее, где мы на входе почти сразу попадаем в мастерскую с высокими потолками, заставленную скульптурными изображениями, уже месяц живет вся съемочная команда. Такое своеобразное заселение стало возможным благодаря поддержке скульптора Айдына Алиева, который давно дружен с Таратыновым.
Мастерская та, кстати, в фильме тоже играет свою роль – со всеми произведениями, и это будет определенно интересно увидеть.
Говоря о команде глухих, создающей этот фильм, действительно нельзя сказать иначе – это не группа или что-то еще дежурное. При таком раскладе – это настоящая команда. Надо понаблюдать за этой атмосферой, чтобы лучше понять, почему кое-кто говорит – это и практически семья. Режиссер Геннадий Алхимов, оператор Вадим Позняк, второй оператор Алексей Тимофеев, сценарист Валерий Казаков и четыре глухих актера начиная с 1 октября обитают в доме, выезжая только для съемок на внешних локациях: жизнь, камеры, обсуждения, монтажный процесс – все сплетается в производство нового фильма.
Я смотрю отрывки, которые мне показывают: а пожалуй, слухи были верны, это на порядок выше того “глухого” кино, которое успевалось увидеть в течение года. И основа сильная: режиссерско-операторский тандем, Алхимов и Позняк, – друзья детства, каждый из которых постоянно развивается в том, чем ему по душе заниматься. Пока Геннадий приноравливался к съемкам коротких видео, Вадим зачарованно смотрел “Звездные войны” и пытался мастерить на компьютере дебютные неуверенные спецэффекты. Сейчас первый заочно проходит режиссерские курсы, а второй имеет в своем активе награды фестиваля в Галлодете и известного Clin d’Oeil во Франции. “Звездным войнам” Позняк предан до сих пор, в профессиональной деятельности уже стал одним из наиболее востребованных глухих операторов и лучших специалистов по спецэффектам.
В Москве рабочий процесс волгоградского тандема дополнился не только новым качеством подхода к съемкам – Позняк с восторгом рассказывает о фишках, которые дают съемки с помощью дрона, – но и вторым оператором. И Алхимов об Алексее Тимофееве отзывается положительно: они делают уже второй фильм, человек толковый, команду усилил – и не исключаются новые совместные проекты.
Вообще, “Явление глухоты” началось предыдущей зимой, когда Валерий Казаков, до того никому не известный парнишка из Москвы, отучившийся в школе на Павелецкой, наклепал сценарий и не знал, что с ним делать – пока не увидел фильм “Суицид”. Валерий удивился и решил написать Геннадию Алхимову. Режиссеру полученный сценарий понравился, и он стал искать возможности снять фильм. Он заинтересовал проектом Абасова – появилась финансовая поддержка. Затем Валерий по их совместным предложениям развил и доработал сценарий, и дело осталось за малым: найти актеров.
Первоначальная мысль Алхимова – искать, как раньше, в ближнем окружении, – превратилась в многообещающую идею объявить кастинг, причем широкий: не только по России, но и по странам ближнего зарубежья. Главными требованиями были возраст до 25 лет – чтобы соответствовать студенческим ролям в фильме – и возможность приехать в Москву на весь период съемок.
Откликнулось более 90 человек. По результатам отбора на проекте оказались четверо будущих глухих главных героев “Явления глухоты”: активные, заинтересованные, с удовольствием рассказывающие о своем участии. Поскольку задания включали и съемки себя на видео, то неудивительно, что у большинства отобранных актеров уже присутствовал опыт деятельности в студенческом театре, игры на публику, проб себя в качестве ведущего. Интересно, что в основном всем попробовать себя в кастинге предлагали друзья, увидевшие объявление, так что можно отметить: друзья познаются не только в беде, но и в том, делятся ли они информацией, которая может принести новые жизненные и творческие возможности.
Из другой страны приехали двое. Денис Шенеленко из Одессы и Виктор Вознюк из Днепропетровска свели знакомство друг с другом раньше прочих участников: они встретились в Днепропетровске и уже оттуда поехали в Россию, воспользовавшись сервисом blablacar, который дает возможность найти машину и попутчиков, едущих в нужном направлении.
Любопытная карта выпала Наташе Шелопугиной из Уфы: первоначально на ее роль запланировали другую девушку, но та снялась с проекта буквально за пару дней до старта съемок. Наташа получила нежданное сообщение, собралась практически в одночасье и срочно вылетела в Москву. Проект, кроме того, потребовал от нее и изменений во внешности: потребовалось перекрасить волосы в другой цвет. Все как в серьезном кино!
А Диана Васюкова, живущая и учащаяся в Москве, пока пошла на наименьшие жертвы – далеко ехать ей не пришлось, перекрашиваться тоже. При том, что придирчивый Алхимов поначалу хотел, но, рассмотрев Диану в жизни поближе, вынес оправдательный вердикт: со сценарным образом совпадает и так, оставляем.
Кроме глухих, в фильме заняты и слышащие актеры – и это тоже показательный опыт, тем более что сюжет как раз подразумевает взаимодействие обоих миров и обоюдное преодоление предубеждений. Инклюзия проникает повсюду.
В декабре можно будет увидеть, что получилось у этой команды. Но, в любом случае, заметно, что в “глухом” кинопроизводстве в России пошел значительный прогресс, и мы можем ожидать появления все более интересных вещей.
Текст: Тамара Шатула
Фотографии: Алексей Тимофеев